Есть в Уссурийске незаслуженно забытая могила летчика-героя, ветерана Великой Отечественной войны и участника войны в Корее в 1951 году.

Но главный свой подвиг он совершил здесь, в Приморье, уже в мирной жизни. Его похоронили в Воздвиженке. Имя его - Владимир Иванович Суровикин, полковник, командир 523 истребительного авиационного полка (иап).


В.И. Суровикин.

Вот что рассказывает о нем его воспитанник и ученик генерал-лейтенант авиации Петр Николаевич Масалитин:

«Личную летную подготовку я проходил, летая в 523 иап на Су-7 и Су-7бм, где командиром полка был полковник Суровикин.

Здесь я обязан вспомнить о Владимире Ивановиче как о легендарной личности в ВВС Дальнего Востока. Когда мы прибыли в Приморье, то в 303 иад (истребительной авиационной дивизии) были командиры с академическим образованием и участники Великой Отечественной войны: в
18 гвардейском иап - подполковник В.А. Соколов, в 523 иап - подполковник И.П. Иванов, в 224 - Герой Советского Союза полковник П.Н. Долгарев.

Суровикин в это время состоял в должности заместителя командира 523 иап, в котором в общей сложности прослужил более 25 лет!

Я непосредственно знал его и служил под его началом в 1964-1965 годах. Командир-практик, который все отдавал службе, - он работал практически на износ. Таков был у полковника характер. Мы, заместители, тоже были хорошо подготовлены и прекрасно знали летную службу, но глубоко уважали Владимира Ивановича и работали слаженно и дружно.

Помнится, наши жилые дома были расположены вдоль рулежных дорожек аэродрома Воздвиженка, что позволяло видеть взлетающие и заходящие на посадку самолеты.

Порой во время послеполетного разбора Владимир Иванович звонил в летный домик и начинал перечислять летчиков, допустивших ошибки на взлете и при посадке. И это будучи в отпуске! Были случаи, когда командующий воздушной армией генерал-полковник И.Д. Гайденко в приказном порядке отправлял нашего командира отдохнуть по путевке в санаторий, ибо Владимир Иванович так близко к сердцу принимал стоявшие перед его полком задачи, что не позволял себе отдыхать вдали от гарнизона».

Наступил роковой день - 26 апреля 1966 года. Полеты шли в штатном режиме. На высоте 100-150 метров на истребителе Владимира Ивановича отказал двигатель. Впереди, по курсу взлета, виднелось село. Командир полка сделал все возможное, чтобы отвернуть от жилых домов самолет с неработающим двигателем. А для катапультирования ему уже высоты не хватило.

За этот подвиг полковника Суровикина посмертно наградили орденом Ленина. У него остались жена и дочь.

После этой катастрофы все 40 истребителей Су-7 в полку были полностью сняты с вооружения и списаны. Ведь вероятность отказа двигателя на них оказалась значительно выше, чем на более поздних моделях - Су-7БМ и Су-7БКЛ. Хотя помпажи двигателей из-за обрыва лопаток компрессоров продолжались и на этих модификациях.

Судьба Владимира Ивановича Суровикина чем-то схожа с судьбой еще одного уссурийца, Героя Советского Союза Василия Мефодьевича Ефимова. Он так же стал героем на войне, а погиб, спасая людей, в мирной жизни. Но про его подвиг сегодня мало кто помнит.


Надпись на могильной плите.

Как увековечить память о кавалере двух орденов Ленина, двух орденов Красного Знамени и двух орденов Красной Звезды, легенде военной авиации Дальнего Востока полковнике Владимире Ивановиче Суровикине, мы решим на заседании президиума совета ветеранов войны, труда, Вооруженных сил и правоохранительных органов Уссурийского городского округа.

Председатель Совета
ветеранов войны и труда УГО Виталий Тюрин.
Фото из архива В.Тюрина.

Поделитесь ...