Оценить влияние этого человека на развитие нашего города сложно. Он пробыл здесь всего два дня, но сделано им было немало. Достаточно сказать, что Уссурийск 22 года носил его имя.

2020 год объявлен в России Годом памяти и славы. Президент РФ Владимир Путин подписал соответствующий указ и обозначил его основные цели - сохранение исторической памяти и в ознаменование 75-летия Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов.

У нашего города сравнительно короткая история, но и в ней было множество героев, достойных того, чтобы о них знали и помнили потомки. Одни из них прожили на земле Приморья всю свою жизнь, другие отдали Уссурийску лишь небольшую частицу своей жизни. Но их всех объединяет одно - каждый внес посильный вклад в общую Победу. И мы просто обязаны знать о каждом из этих людей, говорить об их судьбах, передавать эти рассказы из поколения в поколение.

Собирать воедино истории тех, чьи биографии переплелись с Уссурийском, и кто покрыл себя воинской славой, начал почетный гражданин нашего округа Григорий Котляр, а продолжил председатель местного отделения «Боевого братства» Евгений Танасьев. Редакция газеты «К» намерена систематизировать собранные сведения, дополнить их материалами из архивов, воспоминаниями современников. Сегодня первая публикация в этом цикле статей.


Климент Ефремович Ворошилов.

Оценить влияние этого человека на развитие нашего города сложно. Он пробыл здесь всего два дня, но сделано им было немало. Достаточно сказать, что Уссурийск 22 года носил его имя. Кроме того, именно его инспекторская поездка стала одним из ключевых событий, способствовавших наращиванию военной мощи страны на дальневосточных рубежах. Климент Ефремович Ворошилов в начале 30-х годов прошлого века занимал посты народного комиссара по военным и морским делам и председателя Реввоенсовета СССР.

На границе тучи ходят хмуро

Летом 1931 года Ворошилов совершил поездку в Забайкалье и на Дальний Восток в связи с недавними боевыми событиями на Китайско-Восточной железной дороге. Обстановка на границе складывалась беспокойная, в воздухе пахло войной. До оккупации Маньчжурии японцами оставались считанные месяцы. Поэтому нарком не имел права обделить вниманием Особую Краснознаменную Дальневосточную армию.

Пароход с Ворошиловым на борту 29 июля прибыл на рейд Владивостока, а 2 августа нарком уже был под Никольск-Уссурийском. Два дня с утра до позднего вечера на Барановском полигоне он присутствовал на учениях ОКДВА, в которых принимали участие две стрелковые дивизии, кавалерия, авиация, танки, и остался ими очень доволен. Ему удалось не только проинспектировать войска, но и ознакомиться с боевой и политической подготовкой частей и соединений, с условиями жизни дальневосточников.

Находясь в Приморье, он посетил крупные гарнизоны, побывал на Сучанских рудниках, осмотрел зимние квартиры войск, колхозы и коммуны в приграничных районах. Через неделю он направился в Хабаровск, Благовещенск, Читу, Улан-Удэ и далее - в Иркутск.

Через полгода после поездки Климента Ворошилова по Дальнему Востоку в составе ОКДВА были сформированы две группы войск: Приморская со штабом в Никольск-Уссурийском и Забайкальская - в Чите.

Именно в этот период наш город не только стал одним из главных пунктов дислокации войск, но и приобрел роль центра снабжения и обеспечения Приморской группы войск ОКДВА. Постепенно Никольск-Уссурийский наряду с Владивостоком, Хабаровском и Благовещенском превращался в крупнейший гарнизон Дальнего Востока. 20 февраля 1935 года он был переименован в Ворошилов, а улица Муравьевская стала называться Ворошиловской (сегодня это улица Советская).


ДОРА в 60-е годы.

Культуру - в массы

Активный рост численности военнослужащих в предвоенные годы повлиял не только на экономическое, но и на социально-культурное развитие Никольск-Уссурийского. Крупный гарнизон требовал соответствующего культурно-досугового, бытового и социального обслуживания.

На начало 1934 года численность гражданского населения города составляла 72 тысячи человек, а военнослужащих, дислоцированных в уссурийском гарнизоне, насчитывалось более 20 тысяч.

Гарнизонный Дом офицеров Красной армии уже не отвечал запросам и требованиям времени. По инициативе наркома на месте бывшего Сенного базара к началу 1940 года было заложено новое уникальное здание. Проект был по тем временам грандиозным, ведь изначально архитекторы задумывали его как Дом офицеров округа. Ворошилов распорядился иначе. Как бы там ни было, но уссурийский ДОРА, его парк и стадион до сих пор являются любимыми местами отдыха горожан.


Парк ДОСА. К. Ворошилов. 1976 г.

Примерно в то же время новый Дом офицеров, названный именем Ворошилова и построенный по его указанию, получил Воздвиженский военный городок. Впрочем, современники обращали внимание, что Климент Ефремович всегда интересовался и делами города своего имени, и Дома офицеров-авиаторов в его пригороде, даже став председателем Президиума Верховного Совета СССР.

Блогер Михаил Черейский вспоминал, как во время службы его отца многие бытовые и личные вопросы можно было успешно решить, обратившись в приемную маршала от имени «ворошиловцев». Говорили, что таким путем была открыта автобусная линия Ворошилов (Уссурийск) - Воздвиженка, в Доме офицеров городка появились новая котельная и спортзал. А его матери оказалось достаточно представиться «заместителем председателя женсовета Дома офицеров им. Ворошилова», чтобы записаться на личную встречу с первым человеком в государстве.

Стрелять по-ворошиловски

Кроме прочего, короткий визит Ворошилова в Никольск-Уссурийский впоследствии вылился в широкое движение трудящейся молодежи за умение владеть оружием. Именно здесь зародилось звание «Ворошиловский стрелок».

2 августа 1931 года нарком на Барановском полигоне проверил огневую выучку личного состава 76-го Карельского Краснознаменного стрелкового полка. Результаты были неплохие, но один из взводов подвел. Даже комвзвода не справился с упражнением, сославшись на устаревший револьвер.

Ворошилов взял у него из рук оружие и поразил мишень всеми семью выстрелами. На стрельбище находился корреспондент армейской газеты «Тревога». Он попросил Климента Ефремовича расписаться на этой мишени, и ее снимок был вскоре опубликован.


Та самая мишень.

Лозунг «Стреляй по-вороши-ловски!» подхватили во всех частях армии и флота, а затем он распространился среди молодежи всей страны. В 1932 году Президиум Центрального Совета Осоавиахима утвердил Положение о звании «Ворошиловский стрелок», а в 1934 - о звании «Юный ворошиловский стрелок».

Подготовка ворошиловских стрелков стала неотъемлемой частью оборонно-массовой работы. В предвоенные годы по этой программе были подготовлены тысячи снайперов, которые позднее сражались на фронтах Великой Отечественной войны.

Во избежание нового культа

Справедливости ради следует отметить, что отношение к личности Ворошилова, его политической и государственной деятельности, оставалось и остается неоднозначным а порой и противоречивым как со стороны современников, так и со стороны биографов и публицистов. Чаще всего ему в вину ставят отсутствие образования и полное неумение командовать войсками, несмотря на занимаемые им должности в оборонном ведомстве.

В 1954 году в архивах были обнаружены, а в 1998 году рассекречены так называемые «сталинские расстрельные списки». Всего сохранилось 390 документов на 46 255 имен, на первых страницах которых имеются собственноручные резолюции Иосифа Сталина и других членов Политбюро. Ворошилов подписал 185 из них.

Кроме того, как нарком обороны он не остался в стороне от «Большого террора» против командного состава Красной армии. Причем, среди репрессированных были и те, кого он давно знал и с которыми дружил семьями.

Тем не менее Ворошилов даже после смерти Сталина и разоблачения культа личности удержался на политическом олимпе. Его личность устраивала многих. С 1953 по 1960 годы он формально был главой государства.

11 сентября 1957 года от имени Президиума Верховного Совета СССР был опубликован Указ с длинным, но красноречивым названием - «Об упорядочении дела присвоения имен государственных и общественных деятелей краям, областям, районам, а также городам и другим населенным пунктам, предприятиям, колхозам, учреждениям и организациям». В нем предлагалось прекратить порочную практику возвеличивания известных личностей при их жизни и пересмотреть топонимику.

7 октября 1957 года решением исполнительного комитета Приморского краевого Совета депутатов трудящихся городу Ворошилов было присвоено имя Уссурийск. Президиум Верховного Совета РСФСР через два месяца утвердил переименование. По иронии судьбы, одна из двух подписей, стоявших под документом, принадлежала Клименту Ворошилову. Газета «Коммунар» сообщила об этом событии в короткой заметке 13 декабря того же года.

Дмитрий ПРОКОПЯК.

Поделитесь ...