Улица Калинина прежде была Мичуринской, но известный русский селекционер не имеет к этому никакого отношения.

Павел Саввич Мичурин вошел в историю Уссурийска своими трудами на благо Отечества, как человек, организовавший строительство Свято-Никольского (по иному варианту названия - Градо-Никольского) собора. К этому эпохальному событию он шел всю свою жизнь…


П. Мичурин с учениками Никольск-Уссурийской школы. 1900 год.

Монархист и…

Точная дата рождения Павла Мичурина неизвестна, сохранился только год - 1856-й. Родом был из Забайкалья - из казаков, перешедших в духовное сословие, его отец служил благовещенским священником. Павел окончил Благовещенскую духовную семинарию и долгие десятилетия был одним из самых уважаемых священников Владивостокско-Камчатской епархии и членом духовной консистории. Благочинный священник Павел Мичурин неоднократно награждался за выдающиеся заслуги перед церковью. Так, весной 1896 года протоиерейством и в честь священного коронования Их Императорских Величеств он был награжден серебряным наперсным николаевским крестом.

Нельзя не отметить огромную роль Павла Саввича на ниве общественной жизни региона и края, а также партийного, если так можно выразиться, строительства. Трудно сказать, что привело его в ряды активистов Союза Русского народа (СРН) - монархической черносотенной организации. Программа и деятельность СРН базировались на монархических, шовинистических и антисемитских идеях, а также на православном радикализме. Союз выступал против революции и парламентаризма, поддерживал единство и неделимость России, единение властей с народом в форме совещательного органа. Основной уставной целью СРН было развитие национального русского самосознания и объединение всех русских людей для общей работы на благо Российской империи по традиционной формуле «православие, самодержавие, народность». Что касается монархии - здесь все понятно, а вот об остальном… Справедливости ради скажем, что «шовинизм, антисемитизм и радикализм» - это все не про Мичурина. Может, устав Союза при вступлении он читал второпях, наискосок?

В село Никольское (с апреля 1898 года - г. Никольск- Уссурийский) Мичурин прибыл в начале 1890-х годов и был избран главой местного отдела СРН. В 1889 году возглавил 4-е Благочиние вновь созданной епархии. Что касается общественно-политической деятельности Павла Саввича, то ею он занимался весьма активно. Вот хронология событий, которые удалось восстановить:

- 1906 год - был членом уездной комиссии по делам о выборах в Государственную Думу.

- Осень 1909 года - принял участие в работах Московского съезда русских людей, первого монархического форума, который собирался, кстати говоря, не для того, чтобы лишний раз публично засвидетельствовать почтение императору, но также и для обсуждения конкретных вопросов на злобу дня. Так, делегаты этого съезда постановили «признать желательным усиление правительственной деятельности в развитии сети грунтовых и железных дорог в пределах важнейших переселенческих районов и ускорение движения переселенческих поездов, … обратить внимание правительства на необходимость направления на северный Сахалин переселенцев, хорошо знакомых с рыбным и горным промыслами, ввиду исключительных богатств этого края рыбой и каменным углем». Ну а отец Павел, конечно же, не мог не выступить. На закрытии форума он поведал делегатам, как вспоминал один из участников съезда, «все беды Русской земли, все свои безысходные скорби». Если более конкретно - предложил обратиться к председателю правительства Петру Алексеевичу Столыпину с предложением принять меры к прекращению красной агитации дальневосточников в левой печати, «не имеющей противников по отсутствию мирной правой прессы».

- Август 1910 года - участник Совещания представителей сибирских монархических организаций в Иркутске.

- Июль-август 1922 года - делегат Приамурского земского собора во Владивостоке, формально восстановившего династию Романовых на российском престоле.

Но прославился и запомнился потомкам он, конечно же, не только участием в общественных мероприятиях монархического толка. Да, он мог говорить убедительно и красиво. Но при этом также умел делать дело.


Градо-Никольский собор.

Храм его судьбы

Как только протоиерей получил свое назначение, то, по сути, стал организатором строительства каменного здания местной школы. В 1896-1897 учебном году на церковном попечении Мичурина находились уже восемь церковно-приходских школ и церковно-приходское училище. Зарекомендовав себя великолепным организатором, отец Павел озаботился отсутствием в городе храма. И, проявляя героические усилия, претерпевая огромные организационные трудности и испытания, более 15 лет вел строительство величественного собора, не имевшего в крае себе равных и самого высокого на Дальнем Востоке. Про усилия и трудности - это не для красного словца. Так, чтоб свободно общаться с китайскими строителями, Мичурин выучил их язык. А чтобы выбрать лучший камень для строительства - сам постоянно мотался в карьер и даже освоил мастерство подрывника.

Храм строился методом народной стройки, на пожертвования, для чего отец Павел через прессу не раз обращался ко всем, кто мог помочь. А средств требовалось немало: сметная стоимость собора превышала 200 тысяч рублей, что равнялось 3,5 городского бюджета тогдашнего Никольска-Уссурийского! Мичурин крутился как мог: выпросил у властей каменоломню, доход от которой полностью уходил на строительство. Но денег не хватало - и со строителями за услуги рассчитывались почти что бартером: горожане продавали свою живность (кур, уток и гусей) и вручали деньги Мичурину. И это было невероятно! Как в далеком небольшом городишке на самой окраине Российской империи удалось возвести такой величественный собор в строгом византийском стиле?!

Отец Павел при жизни фактически воздвиг себе рукотворный памятник. И им стал великолепный собор, по вместимости рассчитанный на две тысячи молящихся. Храм был открыт и торжественно освящен 14 января 1900 года. Правящий архиерей Владивостокско-Камчатской епархии епископ Евсевий (Никольский) отмечал, что «собор построен исключительно на добровольные пожертвования при выдающемся участии местного протоиерея Мичурина». И это был звездный час отца Павла, к которому он шел всю жизнь. А дальше…

В сентябре 1903 года Мичурин, в связи с хроническим безденежьем и, как следствие, «пошатнувшимся здоровьем», подает рапорт во Владивостокский епархиальный Училищный совет об увольнении от занимаемой должности председателя Никольск-Уссурийского отделения и наблюдателя церковных школ. Рапорт удовлетворяют. В июле 1913 года по распоряжению государя императора Николая II отец Павел награжден орденом Св. Владимира III степени. Летом 1917 года, после Февральской революции, Временное правительство принимает решение о передаче церковно-приходских школ Министерству народного просвещения, следом будут национализированы и храмы.

Монархист Мичурин тяжело переживет падение самодержавия и 2 сентября 1917 года в Градо-Никольском соборе совершит торжественное богослужение и молебен «О спасении Родины». До января 1923 года отец Павел по-прежнему настоятель собора, после чего большевики храм закрыли, а его арестовали. Мичурин, преследуемый властью, в 1930-х годах еще служит священником в нелегальном местном женском монастыре. В 1931 году следует новый арест по обвинению в контрреволюционной деятельности. В заключении 75-летний Павел Саввич пробудет более полугода. А 1934-й станет для отца Павла годом личной катастрофы: в мае собор взорван, а он сам - лишен избирательных прав. Больше о Павле Саввиче ничего неизвестно…

Сгинул собор - но не сгинула память о его строителе, более полувека честно и самоотверженно прослужившем на духовном поприще. И будет жить еще долго.

Геннадий ОБУХОВ.
Фото с сайта 2 pastvu.com, pokrovus.cerkov.ru.

Краевед и журналист

- Протоиерей Павел Мичурин, по сути, был одним из старожилов Уссурийского края, заселение и освоение которого началось в середине XIX века, - поделился информацией епископ Уссурийский Иннокентий, викарий Владивостокской епархии. - Он приложил немало личных усердных трудов для того, чтобы в нашем крае утвердилась российская государственность, чтобы люди здесь оставались жить после переселения, чтобы здесь духовная жизнь была на высоте. Для этого он и занимался в том числе строительством Никольского собора. Кроме того, отец Павел известен как краевед, внесший заметный вклад в историческую летопись края. Так, в журнале «Камчатские епархиальные ведомости» он регулярно публиковал материалы с важными сведениями о первых годах жизни в Приморье, о первых православных храмах, о первопроходцах.

Поделитесь ...