125 лет назад, 13 января 1884 года, в якутской семье караимов родился Иннокентий Смолин. Имя этого человека, служившего в беспокойных 20-х годах прошлого века военным комендантом г. Никольска-Уссурийского, ныне ровным счетом ничего не скажет большинству наших читателей, а известно, пожалуй, лишь узкому кругу местных историков. Но ведь персонаж был прелюбопытнейший!


г. Никольск-Уссурийский.
Арестованные в ходе контрреволюционного переворота.
23 мая 1921 года.

…23 мая 1921 года в Никольске-Уссурийском был произведен контрреволюционный переворот. Утром в городе появились толпы офицеров при полном параде. К обеду на всех главных улицах были выставлены заслоны из японских солдат и офицеров. После обеда на станцию Никольск-Уссурийский из Гродеково прибыли войска атамана Григория Семенова. Со зданий срывались флаги Дальневосточной республики, взамен водружались трехцветные флаги белогвардейской армии. В этот же день командир каппелевского корпуса генерал Иннокентий Семенович Смолин издал приказ, гласящий, что «вследствие беспорядков в городе и в ответ на просьбы общественных организаций города Никольска-Уссурийского» он назначает себя военным комендантом и «временно» берет на себя охрану города. Смена власти произошла быстро и фактически бескровно - несколько вооруженных стычек, с десяток убитых в перестрелках, около сотни арестованных. Для обывателей, в одночасье в очередной раз «сменивших гражданство» из подданных ДВР в подданных России Верховного правителя Колчака, этот факт прошел практически незаметно: все так же выходили газеты и работали выставки местных художников, ни на день не прекращали работу городские предприятия. А вот путь в уссурийскую комендатуру для генерала Смолина оказался долгим и извилистым.


В жизни военного коменданта г. Никольска-Уссурийского генерала Иннокентия Семеновича Смолина переплелись смерть и жестокость, патриотизм и верность долгу.

Командир белых партизан

Не опечатка ли в подзаголовке? Каких еще белых партизан - они ведь, как мы помним из учебников истории, всегда были только красными? Не все пишется в учебниках… Но обо всем по порядку. Увы, тесные газетные рамки не позволяют в подробностях осветить военную биографию генерала - а он был мужественным воякой и грамотным командиром. Поэтому - только кратко.

В 1905 году окончил Иркутское военное училище и впервые попал на Дальний Восток как участник Русско-японской войны. В период Первой мировой - офицер в Сибирском стрелковом полку, командир роты и батальона в Финляндском стрелковом полку, был дважды ранен. С 20 ноября 1917 года - полковник, за мужество и героизм награжден пятью орденами и именным георгиевским оружием. Революцию Смолин встретил в Сибири, большевизм не принял. В начале 1918 года возглавил подпольную офицерскую организацию в Туринске. Затем в июне 1918 года перешел линию фронта и добрался до Омска. Здесь по собственной инициативе создал и возглавил партизанский отряд из офицеров, вольноопределяющихся, солдат и местных крестьян. Партизанская сотня Смолина успешно действовала в тылу красных в районе железнодорожной линии Екатеринбург - Тюмень, белым партизанам удалось захватить два бронепоезда противника, которые они под ураганным огнем успешно пригнали в расположение белых. Причем для генерала Вержбицкого, готовившего операцию по взятию Тюмени, подобные «фронтовые подарки» от безвестного полковника оказались полным сюрпризом! Более того, Смолина даже вначале посчитали красным шпионом и провокатором, агенты контрразведки уже выехали для точного выяснения местоположения отряда Смолина и его задержания. Но пригнанные бронепоезда сняли все сомнения на этот счет.

Примерно в то же время в Тобольск был перевезен император Николай вместе с семьей и помещен под арест и охрану. Как уже становится понятным, Смолин - человек действия. Он со своим отрядом укрылся в тайге и стал готовить вооруженное освобождение царской семьи. Однако вскоре семью царя переправили на Урал. Смолин отправился в Алапаевск, где содержались несколько великих князей, но спасти никого не успел. Однако успел организовать и провести следствие по выяснению обстоятельств казни членов дома Романовых.

Далее - служил в войсках адмирала Колчака, командовал Сибирской стрелковой дивизией, степным Сибирским корпусом, с февраля 1919 года - генерал-майор. Участник Великого Сибирского ледяного похода, в ходе которого привел 1800 уцелевших бойцов в Читу. В апреле 1920 года атаманом Григорием Семеновым ему было присвоено звание генерал-лейтенанта. Но именно с атаманом ему долго воевать было не суждено. Причины раскрыл сам Иннокентий Семенович в своих мемуарах:

«Однажды мы отбили город, который был освобожден от красных атаманом Семеновым. На станции стоял бронепоезд, который вмещал вагон-госпиталь с врачами и медсестрами. Мы узнали, что семеновские люди расстреляли врачей, изнасиловали медсестер и затем живых бросили в топку паровоза. Мы смогли определить имена этих людей. Я назначил военно-полевой суд, нашли свидетелей, и, бесспорно, негодяи были признаны виновными. Мы их, конечно, не расстреляли - это было бы слишком хорошо! Нет, мы сделали то же, что они сделали с красными медсестрами, - бросили их в топку того же паровоза». Кроме того, Смолин категорически запрещал в войсках распитие спиртных напитков - и даже по случаю отдыха. Запрет этот поддерживал жестоко: так, однажды, завидев на станции внеплановую попойку, собственноручно, за этим же хмельным столом, застрелил поручика, это мероприятие организовавшего. Понятно, что подобные чрезвычайные меры по наведению дисциплины слабо сопрягались с казацкой вольницей - и у Семенова новоиспеченный генерал-лейтенант задержался недолго.

Прибыв в ноябре 1920 года в Приморье, Смолин, имеющий практический опыт партизанской борьбы, попадает как раз к началу партизанского движения - но уже красного. Возглавив антипартизанский (или карательный - кому как удобно) отряд в 300 сабель, он без особого успеха гоняется по Сучанской долине за первыми местными народными мстителями. В конце концов на юге Приморья борьба с партизанами завершается фактической неудачей, и военный опыт Иннокентия Семеновича оказывается востребованным в Никольске-Уссурийском. Будучи действующим генералом, в комендатуре не засиживается и сражается с большевиками в составе Земской рати последнего правителя Приморья генерала Дитерихса, после поражения которой, в октябре 1922 года, одним из последних эмигрирует в Шанхай.

Он оставил в Уссурийске не только частицу своей души - но и родную могилу. Могилу жены, Веры Ивановны - сестры милосердия, скончавшейся 5 октября 1922 года от дизентерии и тифа, заразившейся этими недугами при уходе за больными воинами. Во время Гражданской войны Вера Ивановна, всюду следуя за супругом, работала на передовом перевязочном пункте и была тяжело ранена. После выздоровления она вновь вернулась на фронт и оставалась там до развала армии. Как вспоминали ее современники, Вера Смолина относилась с одинаковой заботой как к белым воинам, так и к раненым врагам, попавшим в плен. «Это была женщина поистине золотого сердца. Все, кто знал ее в армии, даже недруги ее мужа, относились к ней с искренним уважением и любовью и потому были охвачены чувством неподдельной скорби…»

Но каково же было ее мужу, боевому генералу, уходить в никуда, не успев даже отметить 40-й день кончины любимой супруги? Бросая в безвестность родную сердцу могилу и уже отчетливо понимая, что не навестишь ее никогда.

Скиталец

Он долго жил в Шанхае, где служил в Международном сберегательном обществе, работал домоуправом и, по некоторым сведениям, даже жокеем. В 1940 году, вероятно, опасаясь мести агентов ВЧК-ОГПУ, уехал в Сингапур, потом - на Филиппины, а оттуда перебрался во Французскую Полинезию - на Таити. И уже навсегда.

На Таити проживала довольно колоритная российская диаспора, члены которой зарабатывали на хлеб скупкой жемчуга, торговлей цветочными эссенциями, зубопротезированием. Смолин устроился главным бухгалтером в местный банк и пользовался уважением как прекрасный специалист. Но денег не хватало, и он занялся новым для островитян бизнесом - страхованием их имущества. Взяв внаем велосипед, он объехал буквально каждую деревню на острове и за несколько лет продал сотни полисов. Разбогатев, купил большой деревянный дом в пять комнат. Содержал большой сад из 15 видов деревьев, птичий двор и конюшню, кроме того, занимался разведением кур, кроликов, коз и коров.

В 1961 году на Таити побывало советское научно-исследовательское судно, тепло встреченное таитянами. Седовласый старик постеснялся подняться на борт, но в ходе дружеской беседы ему задали вопрос: «Не тянет ли вас вернуться на родину?». «Тянет, конечно, но слишком уж много тяжелых воспоминаний связано с гибелью адмирала Колчака и всей нашей армии, так что лучше не пробуждать их возвратом на ту, ставшую злой для нас землю, - ответил Смолин. - Правда, мне хотелось бы хоть на минутку побывать на могиле моей жены…»

До конца своих дней Смолин сохранял верность идеалам юности, традициям русского офицерства и лично адмиралу Колчаку. Экс-генерал скончался 90-летним в 1973 году и был похоронен в Папеэте на местном русском эмигрантском кладбище.

Геннадий Обухов.
Фото с сайтов skyscrapercity.com, upload.wikimedia.org.

Поделитесь ...