Любое путешествие неизменно меняет нас и приносит множество положительных эмоций. Бывают такие поездки, из которых уже никогда не вернешься прежним.

Возьмите хотя бы Байкал. Как много сказано про его красоту и необъяснимую тягу приезжать к нему снова и снова. Не так давно в путешествии по великому озеру побывала жительница Уссурийска Светлана Крамаренко. Ее рассказ мы публикуем от первого лица.

Сборы

Мысль съездить на Байкал не покидала меня с прошлого года. Тогда же состоялись первые сборы. Даже удалось найти ребят, которые также горели этой идеей. Ехать собирались на машинах, но когда прикинули предстоящие расходы - прослезились. Только на дорогу туда и обратно выходило по 30 тысяч рублей. А сколько еще там потратить придется? В общем, сорвалась поездка.

Сразу скажу, что отдых на Байкале не дешевый. По ценам - как в Таиланд съездить. Возле озера все рассчитано на туристов, отсюда и дороговизна. Я стала «копаться» в Интернете, готовиться к самостоятельному путешествию. По самым скромным подсчетам выходило, что дорога и две недели на озере мне обошлись бы почти в 100 тысяч рублей. Такие расходы я себе позволить не могла.

Как бы там ни было, мысль о Байкале не оставляла, а дух авантюризма витал над головой. В начале этого года вновь запланировала поездку и решила, что обойтись она должна не более чем 30 тысяч рублей. Правда, как это сделать, я тогда еще не знала. Но не зря говорят, что мысли материальны.

Пик Любви находится на высоте 2412 метров и является одной из вершин Тункинских Гольцов в отрогах Восточных Саян. Восхождение на вершину - популярный маршрут у любителей экстремального туризма в поселке Аршан. Обычно подъем занимает около пяти часов в летнее время, чуть больше шести - в зимнее. На пик Любви ведет хорошо протоптанная тропа.

Дорога к мечте

Решение пришло неожиданно. Мы созвонились с подругой, которая не так давно перебралась из Владивостока в Иркутск. Она позвала в гости и убедила, что я уложусь в намеченную сумму. И вот в августе после долгих размышлений я собрала вещи и пошла брать билеты.
О том, что отправилась в Иркутск на поезде, не пожалела ни разу. Быть может, это мне так повезло, но в нашем плацкартном вагоне собрались настолько душевные люди, что к конечной станции мы все сдружились. Все-таки три дня бок о бок путешествовали.

В Иркутске меня уже встречала подруга. Кстати, тоже Светлана. Мое знакомство с Байкалом состоялось только благодаря ее поддержке. Спасибо ей за все хлопоты. Она везде сопровождала меня и возила на машине. Это было очень удобно, плюс я экономила на транспорте. Лишь изредка приходилось скидываться на бензин.

Интересная деталь. Со мной в поезде ехала группа иностранцев из Южной Кореи. В пути мы сумели найти с ними общий язык, вместе шутили и играли в настольные игры. И вот он - перрон. Оказалось, что в Иркутске есть хорошая традиция. Если там видят, что гости из-за рубежа, то стараются им помочь. Я как-то спросила у подруги: «Почему так?» Она ответила просто: «Представь, если бы ты одна ночью оказалась где-нибудь в Австралии». Этим было все сказано. Вот и нам пришлось понянчиться с нашими новыми друзьями, устроить их в гостиницу. Не поверите, но ни капли не жаль потраченного на них времени, и на душе стало легко.

Мистика пика Любви

Почти сразу подруга предложила поехать к знаковому таинственному месту - пику Любви. Сама она несколько раз пыталась на него подняться, но гора ее «к себе не пустила». Может быть, есть в этом что-то мистическое.

Пик Любви популярен у туристов, и у него есть своя легенда. Говорят, что однажды полюбили друг друга парень и девушка. Но старики сказали им, что они состоят в родстве и кровь может смешаться, а потому брака между ними быть не может. Влюбленные искали помощи и отправились на «место силы». На вершине они посмотрели друг на друга не глазами, а сердцем, и показала им гора истину. Поняли молодые, что у них другая судьба и не стоит им жениться. Были они потом оба счастливы в жизни, и у каждого был свой путь. С тех пор ту вершину прозвали пиком Любви, и только те, кто готов встретиться с судьбой и с самим собой, поднимаются туда. И возвращаются мудрыми и просветленными.

Вот и мы отправились за «просветлением». Да не просто так, а решили станцевать на вершине. Дорога в ту сторону на автомобиле заняла четыре часа. Сразу скажу, что места там пустынные и путешественникам надо заранее позаботиться о полном баке бензина и исправной машине. На трассе СТО найти трудно.

На распутье

Доехали до поселка Аршан почти без приключений, обустроились и потопали к вершине. Природа там живописная. Не знаю, почему, но нас сразу потянуло к водопадам. Мы добрались до одного, но затем нам рассказали про целебные источники поблизости, и вновь мы не смогли устоять и пошли к ним. Только потом узнали от людей, что оттуда пути к пику Любви нет. Дороги ни я, ни подруга не знали. Побрели почти наугад, по тропинке.

Когда перед нами вырос крутой подъем с уклоном почти в 45 градусов, поняли - восхождение началось. Подруга моя увлекается шаманизмом, поэтому в начале пути, под горой, мы достали бубен, задобрили духов, а только потом начали карабкаться вверх.

Местные рассказывали, что наверх ведут две дороги - одна крутая и «быстрая», вторая пологая и «долгая». Мы понимали, что время против нас, тем более что на часах было уже глубоко за полдень. Решили: «Раз мы девушки спортивные, то и легких путей искать не будем». В рюкзаках у нас была только теплая одежда, платья для танца, по маленькой бутылочке воды и миниатюрный термос. Мы тешили себя надеждой, что успеем подняться и спуститься засветло.

Сомнительные перспективы

Я считаю себя физически подготовленной, однако дорога оказалась не из легких. Периодически мы просто садились на землю, чтобы отдышаться. Хоть с горы и открывались великолепные виды, стала закрадываться мысль: «Зачем нам это надо? Для чего?»

Масла в огонь сомнений подливали туристы, которых встречали по пути. Они нас отговаривали от подъема, рассказывали, как там все уныло, предупреждали о приближении вечера и плохом прогнозе погоды, жаловались на тяжелую тропу из скальника и пескогравия. Много чего нам тогда наговорили. Наша неуверенность нарастала. Это только потом мы узнали, что никто из них до вершины так и не дошел, свернув на полпути.

Несмотря на уговоры, мы упрямо шагали вверх. Впрочем, шагали - это мягко сказано. Порой приходилось цепляться за тропу пальцами, насекомые-кровососы грызли безо всякой пощады, мышцы отказывались работать. Но у нас была цель. К середине пути уже казалось, что вряд ли мы сможем добраться до вершины. Но вдруг мимо буквально пробежали двое шустрых мальчишек-школьников с рюкзачками. И они нас вдохновили. Их энергия заразила нас, а усталость словно сняло рукой.

Второе дыхание

Со словами: «Света, идем!» мы рванули за этими пацанами. Правда, догнать их так и не смогли. Зато там, наверху, наконец-то увидели людей, побывавших на вершине. Они нас подбадривали, объясняли дорогу, давали советы. Да что говорить, с вершины в группе спускалась женщина явно пенсионного возраста. Подумалось: «Смогла она, сумели дети. Неужели двум здоровым молодым девчонкам это не под силу?». И мы, собрав волю в кулак, потопали вперед.

К этому времени где-то глубоко в подсознании родился страх, что нам не хватит воды. Мы кидались ко всем встречным, просили поделиться запасами. И, надо сказать, люди охотно отзывались на наши просьбы. Но у них самих оставались буквально капли. Забрать последнее мы не могли, и с надеждой шли дальше.

И вот она, удача! За считанные десятки метров до вершины повстречался мужчина, в рюкзаке у которого нашлась полная бутылочка с водой. Мы поняли - спасены. От души отлегло, а до пика Любви остался последний рывок. Силы вернулись. В очередной раз закралась идея сократить путь и не ходить проторенной дорогой. Правда, пришлось карабкаться по скале, пробираясь через заросли можжевельника. Но и здесь нашлись свои плюсы. Вокруг витал непередаваемый хвойный аромат, и мы с жадностью глотали этот целебный воздух.

Получилось ну просто как в жизни. Когда ты только начинаешь какое-то дело, обязательно найдутся доброжелатели, которые начнут причитать: «Ты не сможешь, у тебя не получится!». Если упрямо двигаешься к цели, их голоса остаются за спиной. А когда доберешься до вершины, внезапно находишь и поддержку, и понимание. А главное, чувствуешь вкус победы. Победы над собой, над своими страхами, сомнениями и неуверенностью. И вот тогда понимаешь - все у тебя будет хорошо.

На закате

Мы дошли! Погода благоволила, на небе не было ни облачка, и до самого предела видимости сквозь прозрачный воздух открывались отроги Саянского хребта. Вдруг стало легко, словно в невесомости. От восторга перехватывало дух. Картину дополнял парящий над скалами орел. Мы стояли чуть выше его и понимали, что ради такого зрелища стоило карабкаться и задыхаясь ползти вверх.

Мне режет слух, когда говорят, что кто-то покорил вершину. Гору нельзя покорить. На нее можно взойти, да и то - если она к себе пустит. Нас пустила. И мы приняли ее благосклонность как дар свыше.

Тем временем солнце клонилось к горизонту, окрашивая окрестные горы причудливыми тенями. Последняя парочка влюбленных направилась вниз, и на вершине мы остались совсем одни. Быстро переодевшись в платья, начали танцевать.

Сакральный танец Мандала на пике Любви - это еще один незабываемый миг в моей жизни! В звенящей тишине гор мы исполнили его в лучах заката под звуки музыки из смартфона. Невозможно описать словами то, что владело нашими умами в тот момент. Знаю одно, ради таких мгновений стоит жить!

Под покровом ночи

Все хорошее быстро заканчивается. Вот и нам, пока не сгустились сумерки, настала пора спускаться с горы. Мы спешили, пытались успеть домой до темноты. Порой просто катились по гравию на пятой точке. У подруги разболелись колени, мне до синевы кроссовками сдавливало пальцы ног.

В какой-то момент пришло понимание, в какую авантюру мы вляпались. О ночевке на горе речь даже не шла. Ни спального мешка, ни одеяла мы с собой не прихватили. В рюкзаках не было даже фонарика, а ночь неумолимо вступала в свои права. Тропинку пришлось подсвечивать сотовыми телефонами. И тут выяснилось, что мы, как истинные блондинки, даже не взяли шнур для портативного аккумулятора. Нами овладевало уныние.

И вдруг, о чудо! Пик Любви в очередной раз проявил к нам благосклонность. Наши уставшие и разбитые ноги вынесли нас куда надо. В кромешной темноте мы разглядели новую тропу и вышли на пологий спуск, протоптанный сотнями ног.

Идти стало значительно легче, но по-прежнему жутковато. Казалось, что за каждым деревом кто-то таится, а в кустах шуршат неведомые звери. Чтобы отогнать страх, мы громко переговаривались, пытались подбадривать друг друга. Ближе к полуночи мы наконец-то вышли к подножию горы и, с трудом передвигая ноги, побрели в поселок. И в это время из-за горизонта выглянула полная луна, освещая путь домой.

Впереди у нас было путешествие в поселок Большие Коты, знакомство с дайверами, работающими на биологической станции, и долгая дорога к сердцу Байкала - мистическому и загадочному острову Ольхон. Каждый день, проведенный на великом озере, насыщал нас новыми незабываемыми эмоциями. Но это уже совсем другие истории.

Записал Дмитрий ПРОКОПЯК.
Фото из архива С. Крамаренко.