Собираясь на четыре дня в приграничный Суйфэньхэ, мы заранее решили наведаться в соседний Муданьцзян. Тем более что в Интернете полно положительных отзывов о тамошнем аквапарке.


Поэтому первым делом у встретившей нашу группу китаянки Любы стали выяснять, как добраться до города, расположенного в 167 км от исхоженной вдоль и поперек русскими туристами «Суньки». Оказалось, что на поезде это займет всего полтора часа и обойдется в 21,5 юаня в один конец. Минус такого путешествия - привязка к расписанию поездов и необходимость трансфера до аквапарка (30 юаней), входной билет в который стоит в районе 88-98 китайских рублей. Ну а поскольку все 15 человек в нашей группе решили ехать, то разумнее показалось арендовать 18-местный автобус за 1100 юаней. И даже тот факт, что аквапарк, увы, закрыт, не поколебал нашу решимость побывать в Муданьцзяне.

Так что следующим утром, по холодку, мы загрузились в салон поданного к гостинице «Вольф» транспорта и рванули навстречу приключениям, в предвкушении которых крутили головами во все стороны. Вон промелькнули на выезде из города четыре мемориала-паровоза с установленным в центре якорем. Выходит, не только русская душа - потемки, логику китайцев тоже не всегда разберешь.

Потратив пять минут на заправке и притормозив у «лодочек» (так называют пункт расчета, установленный для взимания платы за проезд по национальным трассам в Китае), наш водитель вырвался на оперативный простор. И даже посоревновался в скорости с идущим параллельным курсом поездом, то и дело нырявшим в пронзающие сопки туннели.

Короткая стоянка, чтобы, как говорят военные, оправиться (молодцы китайцы, не экономят на количестве туалетных кабинок при обустройстве зданий придорожного сервиса!). Еще 10 минут на фотосессию в березовой роще с солнечными часами, и вот мы уже летим по мостам высотой 419,6 и 407 метров над головокружительной пропастью. Последний рывок по исключительно ровной (за всю дорогу нас тряхнуло всего пару раз) трассе, и мы в Муданьцзяне.

Поскольку никто из нас здесь не бывал, потребовалась помощь гидов-переводчиков, которых мы «взяли на борт» по дороге в центр. Услуги сестер Татьяны и Валентины (первая работает в турфирме, встречает и провожает русских туристов, следующих через их город транзитом, вторая - бывший учитель китайского языка, сейчас на пенсии, кстати, русским владеет лучше младшей сестры) вылились в 300 юаней на всех. Именно Валентина задавала тон большинству бесед, например, тут же предложила угадать свой возраст. «60!» - решили мы и промахнулись (в меньшую сторону) на пять лет. Китаянка тут же поделилась рецептом молодости: утренняя зарядка и вечерние танцы - ежедневно без прогулов и выходных.

Видимо, его придерживается и 63-летний муданьцзянец, который на площади у набережной демонстрировал нам цирковые номера на велосипеде. Восторг и аплодисменты зрителей принимал как сами собой разумеющиеся.

Гигантизм, присущий строителям в Поднебесной, сказался и в мемориале, посвященном восьми мученицам, погибшим в реке, и в обустройстве набережной. Обойти ее всю не хватило сил, но до моста, ведущего на остров в русле р. Муданьцзян, мы прошлись, и даже пробежались по аллее с бюстами знаменитостей и огромной раскрытой каменной книгой. Но небо хмурилось, заставляя ускориться, а там и дождь заморосил. Поэтому большинством голосов было принято решение о перекусе. «Никаких помпезных ресторанов! - поставили условие гидам. - Хотим в пельменную». И оказались в самом центре, в заведении общепита для местных жителей. Правда, пока сделали заказ, семь потов сошло - не так просто было объяснить китайцам, какую начинку нам подавай: со свининой, говядиной или зеленью.

Подкрепив силы и убедившись, что с неба все еще капает, нырнули в подземку. Товары здесь оказались далеко не бросовые (мы углядели бутики нескольких известных брендов), хотя и со скидками. Обзаведясь нужной мелочевкой (кошельками, носками и т.д.), устремились наверх, в крупные универмаги, где разбежались на час по разным этажам, интересуясь ассортиментом. Да, тут вам не «Сунька»: цены на порядок выше и одежда, по меткому определению одного из туристов, «Китай фасон». Зато отыскался отдел японских товаров «Минисо», из которого просто невозможно уйти хотя бы без маникюрных ножниц, пилочки для ногтей или банного полотенца. На обратном пути к автобусу остановились у тележек с фруктами (крупнющим физалисом за 12 юаней полкило соблазниться отказались), а заглянув за угол, обнаружили птичий рынок. Ну как пройти мимо витрин, за которыми в коробках и клетках резвились щенки, котята, забавно шевелила усами морская свинка и сновали хомяки? Не удержавшись, поинтересовались ценой. «Мимимишного» двухмесячного щенка хаски нам готовы были продать всего за 600 китайских рублей. Вот только куда девать собаку на экскурсии? Ведь нас ждал парк «Чунъинъюань» и его главная достопримечательность - памятник советским воинам, погибшим в боях за освобождение Китая от японских захватчиков в годы Второй мировой войны, открытый в 2016 году. Постояв перед ним, мы отдали дань памяти героям. А вот обойти все аллеи и беседки, живописно разбросанные на склоне довольно крутой сопки, не смогли - ноги запросили пощады. Зато дышалось здесь удивительно легко, а многочисленные посадки деревьев, стволы которых на наших глазах белили работники парка, надежно отгораживали территорию от городского шума и пыли.

Что еще нам удалось узнать о городе, носящем то же название, что и пересекающая его водная артерия? Во-первых, он входит в состав одноименного городского округа, состоящего из четырех городских районов (Айминь, Дунъань, Янмин, Сиань), четырех городских уездов (Мулин, Суйфэньхэ, Хайлинь, Нинъань) и двух уездов (Дуннин и Линькоу). А само слово Муданьцзян означает «извивающаяся река». На ней, кстати, стоит гидроэлектростанция емкостью 550 тыс. кВт, крупнейшая на северо-востоке Китая.

Во-вторых, город довольно молод, ему скоро исполнится 81 год (основан в декабре 1937-го). А вот в количестве жителей наши гиды к единому мнению не пришли. Таня сказала: «Как во Владивостоке». То есть 700 тыс. человек. Валентина уточнила: «800 тысяч». Тогда как всезнающий Интернет выдал 780, а для всего городского округа - 2,7 миллиона.

В-третьих, через Муданьцзян проходят национальные шоссе 201 и 301, действует аэропорт (планируется строительство еще одного, в Суйфэньхэ). Тогда как возведение железнодорожного вокзала для скоростных электричек мы наблюдали воочию. По словам Татьяны, работы завершатся примерно через месяц.

В-четвертых, Муданьцзян и Уссурийск - города-побратимы.
Эх, жаль все-таки, что в здешнем аквапарке мы так и не побывали. Зато будет повод сюда вернуться.

Ольга ЛЕОНТЬЕВА.
Фото автора.

Поделитесь ...