В рейс на Хабаровск мы с мужем-дальнобойщиком выехали в ночь на пятницу. В Уссурийске шел дождь, который провожал нас по трассе вплоть до Дальнереченска. Оттуда до г. Вяземского, где пришлось сделать остановку - водителя клонило в сон - осадков больше не наблюдалось.

Недолгий отдых - и снова в путь. Машину ждали на Батуевской ветке для выгрузки товаров народного потребления.

В Хабаровске я не была вот уже пять лет и, пользуясь случаем, решила сравнить два края - наш, Приморский, и соседний, где расположена официальная столица Дальнего Востока.

На подступах к ней развернулось строительство грандиозной дорожной развязки - трассы А-370. В подсчете участков, где идет сплошное асфальтирование, установка остановочных павильонов, я сбилась.

Найди пять отличий


Стела на въезде в Хабаровск превосходит размерами и уссурийскую, и владивостокскую, как, впрочем, и численность его населения - приморские города. В столице ДФО сейчас живет более 618 тысяч человек, тогда как во Владивостоке - примерно 605, а в Уссурийске - немногим более 172 тысяч.

Заметных цветников и фигурно подстриженной живой изгороди ни в пригороде, ни на периферийных улицах не приметили, разве что в Зоевке у придорожного кафе внимание привлекла клумба-«запорожец». Видимо, хабаровчане сосредоточили все усилия по благоустройству на центре, до которого мы не доехали, свернув на ул. Ленинградскую. Да-да, у них тоже есть своя «блокадная» (а еще Владивостокское шоссе, Суворова, Слободская, Лермонтова, Ленина и другие улицы с наименованиями, идентичными уссурийским). В отдаленных микрорайонах нам нередко встречались груды мусора. А сам Хабаровск в то утро тонул в тумане.


Так похожая на владивостокскую дымка стелилась полосами, сквозь которые прорывались лучи солнца. Они то поливали светом засеянные соей поля, то бежали по крышам корфовского ликеро-водочного завода. Того самого, в пос. Корфовском под Хабаровском, где разливают фирменный лимонад, которому многие уссурийцы отдавали предпочтение за вкус, напоминающий детство. Вот только в последнее время в нашем городе его не так просто найти.


Поскольку в Уссурийске остановочные павильоны - больное место, хабаровские я изучила в подробностях. Здесь есть и старые (требующие ремонта), кое-где без навесов, и непривычной конфигурации с козырьками, которые вряд ли уберегут пассажиров от ненастья, и новые. Но на всех без исключения имеются таблички с расписанием движения общественного транспорта. Автобусный парк тоже не айс - встречаются довольно ветхие экземпляры.

Дорожные развязки не уступают нынешним владивостокским, но сразу видно, что возводили их никак не к саммиту АТЭС-2012 - леерное ограждение покрыто ржавчиной. 4-, 6- и 8-полосное движение транспорта проходило бы без задержек, если бы не выбоины на проезжей части, которых хватает на здешних трассах. Как и рекламы вдоль них.

В первую очередь привлекает взгляд политическая: 9 сентября хабаровчанам, как и нам, предстоит выбирать губернатора своего края. Портреты трех кандидатов - Вячеслава Шпорта и двух Сергеев - Кравчука и Фургала - встречались так же часто, как у нас билборды с изображениями Алексея Козицкого и двух Андреев - Тарасенко и Андрейченко. Во вторую - «гастрольная»: в столице ДФО пиарят концерт Григория Лепса, в то время как в Уссурийске всех зазывает на представление цирк-шапито.

Задело за живое

Что еще задело за живое? Конечно же, цены! Вот где вы в Уссурийске видели молоко по 62 рубля за литр? То-то и оно… А в Хабаровске от ООО «Исинга» - пожалуйста, причем жирностью 3,2%. Один пол-литровый пакет мы привезли домой. Не поверите, за дорогу оно взболталось так, что в уголке упаковки взбилось в кусочек масла. На что уж я не поклонница этого напитка, но, глотнув ради любопытства, потом выпила целую кружку вприкуску с ачмой с сыром из «Самбери». Эта сеть супермаркетов, кстати, была основана именно в столице ДФО, и ассортимент товаров (кроме привычных из «Никольска» и «Ратимира») тут дополнен продукцией местных производителей. Не удержавшись, купила стаканчик майонеза «Провансаль» хабаровского МЖК.

Заглянули и в «Государственную аптеку» за цитрамоном, взяв 20 таблеток от головной боли за сущие копейки. В городе есть свой фармацевтический завод ОАО «Дальхимфарм», чья продукция пользуется спросом. У девушки на кассе поинтересовались: «Аптека и вправду государственная?» Увы, вывеска, внушающая доверие, оказалась лишь запатентованным брендом частника.


Не оставила равнодушными и внешность некоторых хабаровчан. Всего за пару часов нам встретились почти Мальвина - девушка не с голубыми, но с сиреневыми волосами и крутой мэн с выбритыми теменем и висками, свитой в дреды оставшейся шевелюрой и бородой, убранной в три косички.


Помахав на прощанье постаменту с паровозом, что у локомотивного депо (все-таки наш на пр. Блюхера лучше), мы засобирались в обратный путь.

На рубеже

До родного края уже, казалось, рукой подать, как вдруг: стоп машина, пробка. В районе Бикина она растянулась на добрых три километра.


Причиной стала страшная авария на мосту. Дальнобойщики, общаясь по переговорным устройствам, делились подробностями. По словам очевидцев выходило, что со стороны Хабаровска шли два самосвала. Водитель первого притормозил перед мостом, второй, «зевнув» этот момент, вынужденно пошел на обгон, выехав на встречную полосу. А тут большегруз. Рулевой тягача MAN стал уходить от столкновения в леера и чудом не слетел с моста. Удара, который пришелся на кабины со стороны водителей, избежать не удалось. Самосвал еще пропорол борт прицепа, оказалось, что большегруз перевозил рыбу и мясо краба.

Короче говоря, убытков не на одну сотню тысяч рублей. Хорошо, еще водители остались живы. Отделались переломом ноги и травмой спины. Ну и остальные участники движения, пока растаскивали поврежденные машины, потеряли около двух часов. Вот вам и день дальнобойщика (его неофициально отмечают в последнюю неделю августа).

Такой стресс нужно было заесть. Поэтому, немного отъехав, мы притормозили у торговцев голубикой (200-250 руб. литровая банка) и красной икрой (1400 руб. за 500 г). А там и до кафе «Эльдорадо плюс» недалеко. Раньше, до смены хозяина, оно называлось «Рубеж», так как расположено практически на границе двух краев - Хабаровского и Приморского.

И дождь Отечества нам…

Как только ее пересекли, заморосило. Замелькали на указателях знакомые названия, которые я автоматически сравнивала с хабаровскими. У них Капитоновка и Дормидонтовка, у нас Пантелеймоновка и Иннокентьевка. У них Отрадное, у нас Ариадное. А речки с названием Каменушка есть в обоих краях.

Но если их край - голубичный и икорный, то наш - арбузный и дынный.

Климат, правда, отличается: чем ближе к Уссурийску, тем меньше желтой листвы было видно на деревьях. Зато Хабаровск в этом году не утонул, тогда как в Приморье реки вышли из берегов.


Первый разлив мы увидели в долине реки Уссури. Промелькнули за окном поплывшие Горные Ключи. Дальше по трассе что ни ручей или речка - то бурный поток, вырывающийся из-под мостов и водопропускных труб под полотном дороги.


Чем ближе к дому, тем последствия тайфуна «Соулик» становились печальнее: переполненные речки Илистая, Скотская, Михайловка натворили бед. В селе Михайловка дворы и дома поплыли, из-за перелива воды через трассу инспекторы ГИБДД пускали транспорт поочередно: сначала с одной, потом с другой стороны. А проезд по временному мосту в районе Воздвиженки вообще закрыли, пришлось объезжать его через село уже в потемках.

Отогнав машину на базу, в течение часа ждали такси. Звонки в три разные фирмы ничего не дали: заявку на бывшую птицефабрику «Юбилейная» таксисты игнорировали - далеко, дорога плохая, да и дождь. В общем, если бы не водитель еще одного большегруза, за которым приехали и, спасибо, захватили нас, не видать бы нам родного Междуречья. Дорогу к нему в районе автовокзала уже преграждала вода, к утру движение здесь вообще остановили.

Ева ОЛЬМАН.
Фото автора.

25 августа 2018 г.

Поделитесь ...