В центре Уссурийска находится казенное учреждение, где от рождения до четырех лет живут дети, не знающие материнской ласки. Сотрудницы в филиале № 1 государственного казенного учреждения здравоохранения «Краевой психоневрологический дом ребенка» опытные, со специальным образованием, но у каждой есть родные дети, а здесь - воспитанники.


Т.В. Демчук работает в Доме ребенка 26 лет.

Мама, где ты?

Заместитель главного врача по работе в филиале Т.В. Демчук рассказала, что раньше половина ребятишек была отказниками, в последние годы их нет. Но это не означает, что матери перестали бросать своих новорожденных детей. Женщины просто сбегают из родильного дома, не оставляя никаких заявлений. Их разыскивают и через суд лишают родительских прав.

Не все воспитанники попали сюда таким образом. Из 39 малышей, отмечавших в стенах дома ребенка Новый год, 12 были размещены на временное содержание по согласованию с органами опеки. Причина - матери находятся в трудных жизненных обстоятельствах. Нередко эти женщины не имеют ни жилья, ни работы, сами в прошлом были государевыми детьми - из детских домов. Как говорят психологи, у таких женщин отсутствует «ген материнства», душа не плачет по своим чадам. За те полгода, что дается им на исправление ситуации, у большинства ничего не меняется. Они не часто навещают своих детей, а уж потом и вовсе забывают об их существовании. Социальных сирот по-прежнему много.

Обычно матери, находящиеся в местах лишения свободы, часто пишут из исправительных учреждений, просят присылать фотографии своего ребенка. А когда получают условно-досрочное освобождение (они же примерные мамы!), больше и не вспоминают о своей кровиночке. Не за тем, выходит, рвались на свободу. Возможно, за эти годы малышу нашли бы приемную семью, но, согласно закону, не имели права искать, ведь мать не лишена родительских прав. Только мать-то эта номинальная, до поры до времени.


Воспитателя Т.В. Еременко обожают и дети, и коллеги.

Не родной, но такой любимый…

В доме ребенка за детьми налажен прекрасный уход. Сбалансированное питание, одежда, множество игрушек - все отлично. Хотя когда добрые люди приносят памперсы, то, конечно, им благодарны. Помимо воспитателей (одна на шесть детей), в этом детском медучреждении есть медсестры, дефектолог, психолог, музыкальный работник. Нянечки обязаны иметь полное среднее образование и пройти курсовое обучение. Все добрые, понимающие, опытные, коллектив стабильный, но ведь каждому маленькому человечку хочется иметь свою маму. Единственную.

Многим ребятишкам везет - они обретают приемных родителей. Как сказала Татьяна Васильевна Демчук, которая в доме ребенка работает с 1992 года, с каждым годом семью обретают все больше малышей. Если 20 лет назад (статистика 1998 г.) на это решились лишь семь российских семей, то в прошлом году - 40. Самым «урожайным» был 2016 год, когда под опеку и на усыновление взяли 53 ребенка.

Этот процесс происходит не так, как показывают в кино. Потенциальным опекунам или усыновителям не выстраивают детей в ряд, чтобы выбрали, кто больше понравится. В органах опеки говорят лишь об одном ребенке. Честно рассказывают о проблемах с его здоровьем. Согласны любить и растить такого малыша? Значит, собирайте необходимые документы, будем оформлять.

До этого момента потенциальные усыновители и опекуны обязательно посещают специальные занятия. Кстати, после них некоторые отказываются от намерения принять в семью ребенка. И это нормально. Если бы они взяли его, а потом вернули, это стало бы огромной психологической травмой для всех.

За рубеж в прошлом году по решению суда (таков порядок) разрешено было вывезти лишь двоих малышей. Оба с тяжелыми заболеваниями. Иностранные усыновители заранее планировали для них необходимые операции, дорогостоящее лечение. Знали, на что идут.


Воспитанников дома ребенка, нуждающихся в специальной медицинской помощи, конечно, и здесь обследуют и лечат.

- С квотами проблем нет. Нужно МРТ или иное дорогостоящее обследование, анализы - пожалуйста. Делается все, что необходимо, - говорит Т.В. Демчук. - Одной из девочек провели по квотам три серьезные операции. Другую оперировали в Хабаровске по поводу порока сердца, после чего мать ее забрала. Инвалидов ставим на учет. Дети у нас разные. У кого-то сколиоз или плоскостопие и задержка психо-речевого развития, а есть и глубокие инвалиды с врожденными патологиями. Их родители в основном алкоголики и наркоманы. В четыре года этих ребятишек переводим в дом-интернат для детей с умственной отсталостью. У нас нередко живут малыши с синдромом Дауна. От рождения такого ребенка никто не застрахован, но не каждая семья готова его растить. Хотя эти ребятишки очень ласковые, музыкальные.

На вопрос, есть ли у Татьяны Васильевны любимчики среди воспитанников, она кивнула и сказала, что любимы все детки, никто не обделен лаской и сердечным теплом. В доме ребенка случайные люди не работают

Галина СТАРОВОЙТОВА.
Фото автора.

Поделитесь ...