Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

В декабре наши журналисты обзванивают организации и предприятия города в поиске людей, которые родились под знаком наступающего года.

009

Азима Лекерова трудится на станции скорой помощи уже больше 45 лет.

«Приезжайте, самый опытный и мудрый восточный Дракон работает именно у нас!» - пригласили нас на станцию скорой помощи.

Путь врача

В гостях у медиков нас неожиданно встретила настоящая зимняя сказка - помещения, столовая, комнаты отдыха, холлы и кабинеты были украшены гирляндами, елками, шарами и игрушками, красивыми инсталляциями. Оказалось, в коллективе объявили конкурс среди бригад на лучшую новогоднюю композицию, и сотрудники приложили все усилия для того, чтобы поднять настроение себе и окружающим.

В такой новогодней обстановке мы беседовали с Азимой Хабдуловной Лекеровой. Она кардиолог, врач скорой помощи высшей квалификационной категории, родилась в 1940 году, отметила 83-летие, но до сих пор остается в строю. Ее знает добрая половина взрослого населения города - ко многим она приезжала в составе бригады, ставила диагнозы и выводила из тяжелых состояний, а кому-то даже спасала жизнь.

История семьи Азимы Хабдуловны похожа на приключенческий роман. Ее прадед, казахский хан, в один из набегов захватил в плен русскую девушку. Их сын, непривычно высокий и светловолосый, обладал очень сильными генами, так что уже несколько поколений в семье рождаются дети с голубыми глазами или светлыми волосами.

Первые осознанные воспоминания Азимы относятся к 1943 году. Шла война, родители пропадали на работе, а трехлетняя малышка оставалась дома одна, с тетрадкой и карандашами. На кухне постоянно работало радио. Когда в тишине внезапно раздавался громкий голос Левитана: «Говорит Москва! Идут ожесточенные бои…», маленькая Азима в испуге ныряла под кровать или за шторы.

Через много лет, окончив медицинское училище, работала медсестрой в институте Склифософского в Москве, затем в Алма-Ате. Поступила в мединститут, стала врачом-кардиологом на скорой. Там же, в Казахстане, вышла замуж, родила детей. К сожалению, семейная жизнь не заладилась. Забрав сына и дочку, в 1978 году она уехала в Приморье и вот уже 45 лет трудится на станции скорой помощи.

«Разные времена были, - вспоминает Азима Хабдуловна. - Тяжелее всего в 90-е, конечно, когда зарплату не платили. Помню случай, когда врач прямо на работе упала в голодный обморок».

Нападений или каких-то криминальных случаев даже в те неспокойные годы с медиком не случалось. «Я всегда говорю с людьми вежливо, по-доброму, даже с пьяницами или дебоширами, и они утихают, - объясняет собеседница. - А вот в Алма-Ате, в начале 1960-х была одна запоминающаяся история. В тот раз вызов пришел ночью - на кладбище. Врачей не хватало, поэтому поехала одна с водителем. У ворот меня встретил молодой человек, сказал - матери плохо. Машину пришлось оставить и долго идти за ним куда-то в темноту. На краю кладбища, в домике-землянке, где вместо двери висело солдатское одеяло, а вместо лампочки горела свеча, лежала женщина с пульсом 200. Я купировала сердечный приступ, дождалась нормализации состояния и отправилась обратно к машине вместе с подоспевшим водителем. И вдруг в темноте раздались крики: «Помогите!». Мы бросились на голос и увидели, что двое мужчин напали на девушку. Закричали, отогнали их, перепуганная жертва забилась в наш автомобиль, и мы ударили по газам, стараясь поскорее уехать. Довезли девушку до самого дома, получается - спасли».

Дела сердечные

На вызовы Азима Хабдуловна не ездит уже несколько лет - сидит в кабинете и принимает сообщения. «Сейчас такая замечательная медицинская аппаратура, - говорит врач. - Дистанционное ЭКГ - это просто палочка-выручалочка. Бригада, выезжая на вызов, в случае подозрения на сердечно-сосудистые заболевания тут же делает кардиограмму и сбрасывает на мой компьютер. Я изучаю данные и вижу картину болезни. После эпидемии ковида резко увеличилось количество инфарктов и инсультов. Образуются тромбы, которые закупоривают стенки сосудов, и если срочно не предпринять мер, человеку грозит серьезная опасность. В таких случаях все решает время. Нельзя затягивать с вызовом врача и заниматься самолечением».

Однажды после перенесенного коронавируса пришлось возвращать к жизни своего же фельдшера скорой помощи - 27 летнему парню стало плохо прямо на вызове. Коллеги оперативно сделали кардиограмму, отправили по Интернету Азиме Хабдуловне, она диагностировала инфаркт миокарда. Было принято решение сделать тромболизис: проходимость сосудов восстановили, и болезнь ушла, не оставив серьезных последствий.

Кардиограмму Дракон скорой помощи читает как открытую книгу, на оценку ситуации ей нужно всего несколько секунд. На столе у доктора лежит кипа карточек от разных бригад скорой помощи - она проверяет уровень качества вызовов, оценивает правильность действий и выставляет оценки, разбирает сложные случаи.

«Недавно иду по городу, а ко мне женщина подбегает и обнимает: я вас помню, вы меня спасли, вывели из клинической смерти! - рассказывает медик. - А я ее не узнаю, очень уж много таких случаев было. В 2016 году впервые посчитала, сколько у меня на вызовах случилось клинических смертей с успешной реанимацией. Оказалось - 13 человек за последний год, а до этого и не вспомню. Я хоть маленькая и худенькая, а непрямой массаж сердца делала так, что порой ребра ломала. Это вынужденная мера, иначе спасти человека не удастся».

Секрет долголетия

Уходящий 2023 год доктор вспоминает с благодарностью - удалось решить проблемы со здоровьем, которые тревожили много лет. И, пользуясь случаем, искренне благодарит врача городской больницы Ларису Григорьевну Волкову за чуткое отношение к здоровью пациентки.

«Мне сделали обследование всего организма и нашли причину болезни, - улыбается Азима Хабдуловна. - Всему виной старые травмы. Работая на скорой, я неоднократно попадала в ДТП. Одна авария была особенно серьезной - водитель-стажер ушел с трассы в обрыв рядом с Раковкой. Вся аппаратура полетела на меня, фельдшер тоже получил травмы. Тогда не обследовалась как следует, и потом все это сказалось на здоровье. Но сейчас я прохожу лечение и снова хорошо себя чувствую».

Конечно, не обошлось без вопроса - как в таком возрасте сохранять силы, желание работать и помогать людям? Доктор уверена, что секрет - в постоянном умственном труде. Чем дольше она работает, тем больше активизируется организм, ум остается острым. О здоровье физическом тоже забывать нельзя - дома у Азимы Хабдуловны стоит беговая дорожка, которую ей подарил сын, есть тренажеры для мышц рук, а сама она делает все нужные прививки и не забывает пропивать витаминные комплексы и необходимые лекарства.

«Мне нравится моя работа, и я очень хотела бы продолжить помогать своим коллегам и жителям города, - говорит врач. - В Новом году хочется пожелать всем мира, процветания и, конечно, отменного здоровья. Будьте внимательны к себе и добры ко всем, кто вас окружает».

Оксана СЕЗИК.
Фото автора.

Поделитесь ...