Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Константин Притула совсем не попадает под привычный образ изобретателя - молодой, худощавый, активный.

128

На УЛРЗ Константин Притула работает уже 12 лет. Пришел в цех обычным слесарем, но затем увидел промышленные компьютеры, установленные в локомотивах, начал изучать электронику.

Предупреждает: «Я не Эйнштейн и не ботаник». Тем не менее именно он, слесарь-электрик по ремонту электрооборудования Уссурийского ЛРЗ, успел стать легендой молодежного конкурса инновационных проектов «Точки роста» и представил больше двух десятков новаторских идей для использования в ремонте локомотивов.

От компьютера - в цех

На УЛРЗ Константин работает уже 12 лет. Хотя изначально казалось, что его трудовая жизнь сложится совсем по-другому.

В третьем классе он получил в подарок от родителей компьютер. Тот оказался стареньким и маломощным, так что игры не «тянул». А маленькому Косте так хотелось играть! Пришлось изучать программирование. Поэтому в тринадцать лет, когда одноклассники на информатике только начинали проходить основы алгоритмов, программист-самоучка уже писал для них тестовые задания. Когда пришло время поступать в вуз, даже вопросов не возникло, в каком направлении идти - естественно, в IT-сферу. Выпускник выбрал Дальневосточный государственный университет (Владивосток), специальность «прикладная информатика в экономике».

После окончания высшего учебного заведения Константин ушел в армию. А вернувшись, вдруг понял, что компьютеры ему больше не интересны. Возможно, сыграло роль долгое отсутствие интернет-связи или просто удалось окунуться в другую реальность, но ему больше не хотелось просиживать в онлайне по много часов в день. Душа и руки требовали какого-то другого дела, физической активности, видимых результатов.

По совету друзей устроился на УЛРЗ. Пришел в цех обычным слесарем, но затем увидел промышленные компьютеры, установленные в локомотивах, начал изучать электронику. А разобравшись в принципах ремонта, заметил, что некоторые рабочие процессы проводятся по старинке, вручную или с использованием устаревшего оборудования, хотя их можно автоматизировать.

Первым изобретением стало устройство для прозвонки проводов. Раньше мастерам приходилось мультиметром вручную измерять с разных сторон провод, а затем смотреть разницу. А устройство, собранное из «подножных материалов» Константином Притулой, позволяло подключить кабель с двух сторон и сразу получить результат.

Потом он придумал и собрал еще несколько приборов. Делал все в рабочее время, по максимуму используя детали, которые оставались от ремонта других локомотивов. Результаты были налицо: усовершенствованные измерительные устройства существенно повышали качество работы, позволяя исключить возможность ошибки, и, соответственно, брака на производстве.

Ноутбук и премия

В 2016 году талантливый слесарь-электрик решил поучаствовать в молодежном конкурсе «Точки роста», который проводила компания «ЛокоТех». Выбрал проект - устройство для проверки реле времени, неожиданно для себя занял первое место и получил приглашение на поездку в Ростов-на-Дону.

«Для нас сняли отличный номер, практически президентский, вручили в подарок ноутбук, - вспоминает Константин. - Собралось больше сотни молодых специалистов со всей страны. Самые интересные и сильные проекты, на мой взгляд, были у тех, кто работает на заводах и знает весь процесс изнутри. Я участвовал в конкурсе несколько лет подряд, был вторым, третьим, но сейчас решил - пора дать дорогу молодежи».

На вопрос, приносят ли его рацпредложения кроме славы какие-нибудь материальные блага, молодой человек улыбается:
«Уникальность нашего УЛРЗ в том, что мы ремонтируем тепловозы, так как на Дальнем Востоке еще остались участки, где железная дорога не электрифицирована. Таких предприятий в стране - по пальцам пересчитать. В западной части России уже повсеместно используются электровозы. А значит, оборудование, требующееся для нашей работы, - это очень узкая ниша. Приборов, которые я собираю, нужно два-три десятка максимум, и запускать их в промышленном масштабе нет смысла. Наоборот, предприятиям всегда выгоднее производить какие-то универсальные вещи, рассчитанные для массового потребителя. Хотя давно известно - чем вещь универсальней, тем неудобнее.

Так что все изобретения и рацпредложения передаю в собственность УЛРЗ. Миллионов они не экономят, но в чем-то помочь могут. Самую большую прибыль предприятию я принес, когда вместо того, чтобы купить необходимый прибор за 140 тысяч рублей, собрал его за 5 тыс. из деталей, которые были в наличии в цехе. Получил за это премию».

Сейчас Константин Притула не только слесарь-электрик, но и бригадир. После устройства на завод руководство, приглядевшись к перспективному новичку, назначило его в качестве эксперимента начальником отдела определения объемов ремонта. Молодому специалисту пришлось мобилизовать все свои силы, чтобы заполнить пробелы в знаниях. Днями и ночами он сидел в Интернете, разбираясь в устройстве тепловозов, тонкостях оценки ремонта. И разобрался. Правда, радости от такой бумажной работы не получал, делать что-то руками и решать технические проблемы ему нравилось гораздо больше. Поэтому и вернулся обратно в цех, но уже бригадиром аппаратного участка по контролю измерительных приборов.

Работать приходится много - и с людьми, и с техникой. Несмотря на то что на ремонт приходят старые, изношенные локомотивы, выпущенные еще в 80-90-х годах прошлого века, на них часто новое оборудование и электроника. Все это необходимо изучить, разобраться, выявить и устранить неполадки. И тогда на выходе «замученный» тяжелым трудом тепловоз, в котором прежде зияли сквозные дыры, превращается в полную сил, пахнущую свежей краской машину.

Напечатать деталь

Недавно Константин осуществил мечту детства, приобрел 3D-принтер и, по собственному признанию, «увлеченно копает в эту сторону». По своей привычке уже успел модернизировать аппарат, расширив его возможности.

Оказывается, подобную вещь можно успешно применять при ремонте локомотивов. В технологической «начинке» тепловозов есть пластиковые детали, которые периодически ломаются, но достать их быстро нет возможности. В случае подобного дефицита гораздо проще смоделировать и напечатать запчасти на 3D-принтере. Константин уже провел испытания,, успешно создавая из пластика нужные крышки и разъемы, а сейчас думает над оформлением идеи и возможностью применять аддитивные технологии на
работе.

А дома бригадира-рацио-нализатора ждут жена Елена и шестилетняя дочь Анфиса. Они уже привыкли к тому, что у мужа и папы голова всегда занята приборами и микросхемами, и относятся к этому с пониманием. Правда, изобрести что-нибудь для дома не просят - как говорит Константин, все нужное здесь уже давно придумано.

Оксана СЕЗИК.
Фото Игоря Егорова.

Поделитесь ...