Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Отправилась во Владивосток, в крупнейший на Дальнем Востоке России издательско-полиграфический комплекс «Дальпресс», чтобы увидеть, как из сверстанных на компьютере полос рождается газета.

С чего начинается «Коммунар»? Журналисты находят темы, собирают информацию, анализируют ее, пишут материалы. Выпускающий редактор думает, как все это разместить на страницах, чтобы читателю было легко найти нужное. Корректор следит, чтобы в тексты не вкралась какая-нибудь обидная ошибка, дизайнер формирует внешний вид всей газеты и отправляет ее в типографию. А что дальше?


Схваченные зажимами, как белье на веревке, газеты величаво проплывают над нашими головами, колыхая свежеотпечатанными страницами.

35 лет в работе

Я, как человек в редакции относительно новый, отправилась во Владивосток, в крупнейший на Дальнем Востоке России издательско-полиграфический комплекс «Дальпресс», чтобы увидеть, как из сверстанных на компьютере полос рождается газета.

«Дальпресс», где печатается «Коммунар», вырос из созданного в 1987 году издательства «Красное Знамя». В то время было установлено восемь печатных машин Rondoset Petit c возможностью одно- и двухкрасочной печати. Здесь выпускали книги и другую полиграфическую продукцию, но основным назначением типографии была работа с печатными СМИ.

Со временем издательско-полиграфический комплекс расширялся, и сейчас «Дальпресс» производит самый широкий спектр продукции. И заказчики со всего Дальнего Востока - из Приморья, Хабаровского края, Сахалина, Якутии, в общем, от Чукотки до Забайкалья. Выпускают не только газеты и журналы, но и упаковку, этикетки, книги и даже картонные стаканчики для кофе. И коробки для конфет - это все «Дальпресс».

Газетами занимаются в ночную смену. Рабочие подходят к шести часам вечера и трудятся, пока не будет упакована и вывезена последняя пачка. Работы хватает: здесь печатают больше 50 наименований местных, региональных и центральных изданий.
Самая большая на Дальнем Востоке

Экскурсию по печатному цеху для журналистов проводит начальник коммерческого отдела ИПК - А.П. Исакин.

- Приготовьтесь удивляться, - предупредил Андрей Петрович. - Печатная машина, которая у нас стоит, - самая большая на Дальнем Востоке страны, занимает два этажа.

Уникальное оборудование, изготовленное в Германии специально для ИПК «Дальпресс», устанавливалось в два этапа, с 2004 по 2007 год. Отдельными частями в разобранном виде доставляли по железной дороге из Европы на двадцати железнодорожных платформах. Мощность комплекса составляет более миллиона экземпляров форматом 8А3 в день.

Кстати, первой на новом оборудовании напечатали газету «Коммунар». В тот момент, когда машина вышла на максимальную скорость, почти 30-тысячный тираж был готов в течение нескольких минут.

Вслед за нашим экскурсоводом мы спускаемся в печатный цех. Шум огромной машины слышен издалека, ощущается даже легкая вибрация пола. При входе в помещение как будто оказываешься в рубке корабля: крутые металлические лестницы разбегаются на разные уровни агрегата. Посередине возвышается «капитанский мостик» - стол с двумя экранами, на которых печатник нажатием кнопок дает задание умной машине. Трехуровневый агрегат вписан в конструкцию цеха так, будто действительно является его непосредственной частью, прорастая в стены, как корни дерева. Всю эту махину обслуживает смена из нескольких человек.


Прежде чем начать производство номера,печатники настраивают машину, проверяют качество продукции.

- Люди работают у нас много лет, - поясняет Андрей Петрович. - Мастера-печатники - очень ценные кадры, потому что у них узкий профиль и найти замену чрезвычайно трудно. Сейчас мало вузов, обучающих полиграфическим специальностям. Есть в Москве, Санкт-Петербурге, раньше готовили и во Владивостоке.

118

Зарядчик приходит обычно на полчаса раньше, чтобы подготовить бумагу (огромный рулон, который, на минуточку, весит 600-700 кг) и подать ее.

От пластины до «канатки»

Чтобы увидеть первый этап печати, спускаемся ниже, в полуподвальный этаж, и оказываемся среди больших кругов, похожих на запечатанные тюки сена. Это рулоны газетной бумаги. Каждый - почти с человеческий рост и весом 600-700 килограммов. Зарядчик приходит обычно на полчаса раньше, чтобы подготовить бумагу и подать ее. Он уже сделал это и ждет сигнала к началу печати. Печатник принимает бумагу наверху. У него ответственный этап: новое полотно должно аккуратно склеиться в процессе с предыдущей партией, чтобы не произошел обрыв рулона. В этот раз все проходит удачно.

Наше внимание привлекают тонкие белые металлические пластины, на которых голубым цветом оттиснуты статьи и фотографии. Именно над ними редакция работала еще несколько часов назад. Это готовые к печати формы «Коммунара», обработанные специальным составом. Чуть позже печатник закрепляет их на формном цилиндре, тонкий металл обнимает барабан с двух сторон. Именно к голубым буквам и картинкам «прилипает» краска. Изображение передается на вал с офсетной резиной, а оттуда - на бумагу. Металлические листы одноразовые и после печатания газеты больше не используются.

Мы проходим в угол, где стоят бочки. Для черно-белой газетной печати используют только черную краску, а для цветной до четырех красок. Их смешивают в разных пропорциях: черную, желтую, пурпурную с красивым названием «маджента» и ярко-синюю с фиолетовым отливом («циан»). По трубам жидкость поступает в машину, ее подачу регулируют на главном пульте управления.

По сигналу комплекс начинает работу. Бесконечная лента бумаги сначала проходит через печатающий вал, а потом фальцуется: режется и сгибается в определенном порядке. Бумажные потоки с отпечатанными полосами на большой скорости несутся с разных сторон, встречаясь на середине, и через пару секунд внизу появляются полностью готовые номера «Коммунара». Они двигаются выше по конвейерной ленте, которую сотрудники в шутку называют «канатной дорогой». Схваченные зажимами, как белье на веревке, газеты величаво проплывают над нашими головами, колыхая свежеотпечатанными страницами.

Наши 73 пачки

Прежде чем начать производство номера, печатники настраивают машину, проверяют качество продукции. Печатник внимательно пролистывает номер и сразу на электронном табло вносит корректировки: где-то уменьшает подачу краски, в другом месте увеличивает. Через пару таких проверок все выходит на нужный уровень, и огромный агрегат набирает скорость.

Пол под ногами начинает мелко дрожать, шум усиливается во много раз, так что рабочие надевают наушники. Бумага с отпечатанными полосами несется на огромной скорости, изображения сливаются в серую ленту. Номера с конвейера поступают в машину, которая отсчитывает по сто штук и выдает на конечный этап - упаковку.

119

Пачки «Коммунара» заворачивают в бумагу, упаковочный аппарат выстреливает пластиковой лентой с двух сторон и прочно запечатывает газеты.

Пачки заворачиваются в бумагу, упаковочный аппарат выстреливает пластиковой лентой с двух сторон и прочно запечатывает газеты. Железная платформа быстро наполняется и увозится на погрузку.

Когда все 73 пачки готовы, сотрудник подает знак: все, хватит. Раздается сигнал, и агрегат начинает замедляться. Выходящие из машины номера «Коммунара» сначала яркие, контрастные, постепенно становятся серыми, потом совсем светлыми, пока не превращаются просто в сложенные листы белой бумаги. Тираж готов.

120

Железная платформа быстро наполняется и увозится на погрузку. Пахнущие свежей краской пачки перекладывают в машину и доставляют в Уссурийск.

Пахнущие свежей краской пачки грузят в машину и везут в Уссурийск. Это повторяется каждую неделю: вне зависимости от погодных условий и пробок, в ливень, снегопад и гололед. Бывало, что наш водитель возвращался в город только под утро. Но «Коммунар», несмотря ни на что, каждый четверг появляется в киосках, магазинах, почтовых ящиках.

Оксана СЕЗИК.
Фото И. Ким.

Три вопроса о «Дальпрессе»

Отвечает начальник коммерческого отдела Андрей Петрович Исакин:

- Отразились ли санкции на работе типографии?

- Конечно, мы их ощутили, были сбои в поставках бумаги, материалов со стороны поставщиков, сбои в логистике. Но мы стараемся всегда формировать запасы - это общая специфика бизнеса Дальнего Востока. У нас были и есть поставщики из Китая и Кореи.

Для печати газет используется бумага российского производства. Газетную производят в Соликамске, офсетная - тоже российская. В настоящий момент налажены поставки всех видов бумаг и материалов для бесперебойного функционирования предприятия.

Новые материалы всегда проходят проверку. Перед печатью их нужно испытать, посмотреть, как ложатся краски, устойчива ли бумага к влаге. В Приморье, во Владивостоке особенно, есть своя специфика - повышенная влажность воздуха. Поэтому применяем и осушители, и увлажнители, храним все в специальных условиях, чтобы они не пропитались водой и не давали брак. Когда бумага поступает на склад с улицы, особенно зимой, сразу в печать ее пускать нельзя - порвется. Какое-то время она акклиматизируется, приходит в необходимый технологический стандарт.

- Какие виды продукции выпускает «Дальпресс»?

- Мы производим практически все виды полиграфической продукции - газеты, журналы, календари, промышленную упаковку -
от картонных коробок, ланчбоксов для обедов в самолетах и стаканчиков с логотипом до этикеток промышленными тиражами.

- И книги тоже?

- Конечно. У нас размещают заказы практически все издатели Дальнего Востока. Для Камчатки - фотоальбомы со снимками природы, туристические проспекты. Для Якутии - учебники и монографии, для Хабаровска - юбилейные и творческие фотоальбомы. А вот прямо сейчас в работе книга с фотографиями Владивостока. Выполняем самые разные заказы, в том числе и подарочные - с золотым тиснением, в суперобложке, в картонном футляре.

Сейчас кредо для многих компаний и частных авторов - печататься в «Дальпрессе», этим мы гордимся.

Поделитесь ...