Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Командование отдельной гвардейской десантно-штурмовой бригады, дислоцированной в Уссурийске, пригласило журналистов на один из этапов превращения новобранцев в настоящих воинов - первый прыжок с парашютом.

107

После пересечения КПП первое, что бросается в глаза, зависшие на стапелях для подвесных систем бойцы.

ВОЗДУШНО-ДЕСАНТНЫЙ КОМПЛЕКС

После пересечения КПП первое, что бросается в глаза на территории бригады, зависшие на стапелях для подвесных систем бойцы. Это специальные приспособления, имитирующие положение десантника в воздухе с момента выхода из самолета. Служат они для отработки выдергивания звена ручного раскрытия, навыков действий при схождении парашютистов в воздухе и подготовки к приземлению в любых условиях.

Офицеры объясняют, что первые две-три недели для новобранцев в части подготовительные. Парни адаптируются, зубрят уставы, занимаются общевойсковой подготовкой. А потом наступает время учиться, что называется, по-взрослому.

108

Боец берет с собой на прыжок оружие и ранец РД-54, общий вес которого приближается к 20 кг.

Военнослужащие переходят к интенсивным упражнениям. Их апогеем станет ключевое событие, после которого парней по праву станут называть «крылатой пехотой». Подготовка к совершению первого десантирования с вертолета Ми-8 со стабилизируемым снижением три секунды на высоте 800 метров идет две учебные недели. Занятия длятся по восемь часов в день, включая субботу.

Бойцам предстоит освоить теоретический курс по устройству и предназначению парашютных систем, а также досконально изучить необходимые требования безопасности. А после освоения материально-технической базы они переходят к наземной отработке элементов прыжка на специальных снарядах.

Офицер воздушно-десантной службы Вячеслав Яцеленко говорит, что для допуска к десантированию молодые военнослужащие отрабатывают каждое движение до автоматизма. В воздухе мелочей нет. Каждый из парней должен уяснить, как не допустить возникновения нештатной ситуации, а если она произошла, как из нее уверенно выйти.

- Сначала на стапелях поэтапно отрабатываем все, из чего состоит прыжок: как выйти с борта, сгруппироваться, счет, кольцо, раскрытие купола, снижение. Нас учат, как реагировать на разные неожиданности. Плюс проводятся тренировки для укрепления голеностопного сустава, чтобы при приземлении не было травм, - рассказывает солдат-срочник Иван.

109

Парашютный шелк, тщательно разложенный на плацу для последующей укладки.

НА ПЛАЦУ

Место построения личного состава обычно чистое и ухоженное, но в этот день оно словно покрылось сугробами. Подойдя ближе, понимаешь, это парашютный шелк, тщательно разложенный для последующей укладки.

Бойцы отрабатывают навыки попарно, потом меняются местами. В принципе, в одиночку здесь действительно сложно справиться. В парашютной системе Д-10 длина строп семь метров, а площадь купола 100 кв. метров. Каждое действие регламентировано до мелочей. Выполнив одну команду, солдаты терпеливо ждут следующей. А она поступает только после того, как правильность выполнения каждого элемента трижды проконтролирована офицерами.

- Проверка этапов обязательна для всех, даже самых опытных. Вопрос безопасности превыше всего. Десантник обязан сам себе уложить парашют. Это закон. Ошибок здесь быть не может. За каждой укладкой - жизнь человека. На подобных занятиях новобранцы с самого начала приучаются к четкости, аккуратности, точному и безукоризненному выполнению требований командиров, - говорит Вячеслав Яцеленко.

По словам ефрейтора-контрактника Александра, первый прыжок из соображений безопасности допускается только при полном штиле. Последующие совершаются при ветре с порывами до 5 м/сек. При выполнении боевых задач погодные условия могут быть жестче, вплоть до наличия осадков.

Для каждого бойца в парашютной системе Д-10 предусмотрены несколько элементов для того, чтобы число прыжков всегда равнялось числу приземлений. Если новобранец по какой-то причине не выдернет звено ручного раскрытия, у него сработает страхующий прибор, и основной купол наполнится воздухом. На крайний случай есть еще парашют-запаска.

За период службы военнослужащим-срочникам предстоит совершить четыре прыжка. Столько же следует делать каждому офицеру или контрактнику ежегодно.

110

Через пару дней после первого прыжка срочники торжественно принимали присягу.

МОТИВАЦИЯ

У любого из десантников есть свои причины, по которым он служит в воздушно-десантных войсках. Например, Александр подписал контракт несколько лет назад и уже успел обзавестись семьей.

- Мой отец военнослужащий, и я с детства мечтал попасть в ВДВ. Особенно мое желание усилилось после просмотра фильмов «В зоне особого внимания» и «Ответный ход». Воздушно-десантные войска - это не только возможность совершать прыжки, но и высочайший уровень боевой и физической подготовки, крепкое братство в коллективе. Кроме того, у меня неплохая и стабильная зарплата, есть страховка от всех рисков при несении службы. Это дает уверенность в завтрашнем дне, - поясняет военнослужащий.

Его сослуживец Иван призван на срочную службу два месяца назад.

- К армии я особо не готовился, - признается парень. - Просто хотел попасть в любые элитные войска, где всерьез занимаются боевой подготовкой. Можно сказать, мои надежды оправдались. На гражданке я был простым мальчишкой. Оказавшись в бригаде, чувствую, что внутренне изменился. Стал закаляться характер, появилось более серьезное отношение к жизни.

О СТРАХЕ

Опытные военнослужащие признаются, что страх высоты - это нормально. И перебороть его можно. Обычным людям со здоровой психикой он не мешает прыгать и в полете выполнять необходимые действия, чтобы безопасно приземлиться. Но если поддаться панике, то весь организм выходит из-под контроля. А это для десантника недопустимо.

Контрактник Александр рассказывает, что байки о том, как перед прыжком перепуганного бойца выкидывают с борта пинком, - вранье.

- Никто не знает о боязни высоты, пока не поднимется в воздух. Если человек вдруг впадает в ступор, его десантирование отменяется, и потом с ним работают командиры и психолог. Им предстоит разобраться, временный это страх или постоянный. Кто-то
из бойцов может захотеть испытать себя еще раз. Тогда ему дают повторный шанс. А кому-то, возможно, даже придется проходить службу в других родах войск. Но лично я таких не встречал, - говорит военнослужащий.

По словам парня, в жизни он много раз испытывал себя в экстремальных ситуациях. Но, по его мнению, с парашютным прыжком ничто не может сравниться. Ведь недаром перед входом на территорию бригады в граните увековечены слова создателя ВДВ генерала армии Василия Маргелова: «Тот, кто ни разу не покидал самолет, откуда города и села кажутся игрушечными, кто ни разу не испытывал радости и страха свободного падения, свист в ушах, струю ветра, бьющего в грудь, тот никогда не поймет чести и гордости десантника».

- Только здесь можно получить такой мощный выброс адреналина и непередаваемую эйфорию от полета. Нам еще и платят за это. Есть, конечно, и свой минус. Десантник три минуты орел, а в остальное время ломовая лошадь. Ведь все снаряжение он таскает на себе как до выброски, так и после. Но оно того стоит, - улыбается Александр.

К слову, помимо парашютной системы, боец берет с собой на прыжок оружие и ранец РД-54, куда укладываются личные принадлежности, необходимые медикаменты и боеприпасы. В итоге, общий вес, ложащийся на его плечи, приближается к 20 кг.

111

ПЕРВЫЙ ПРЫЖОК

Через три дня, после того как синоптики подтверждают хорошую погоду, командование бригады согласовывает действия с отрядом военно-транспортной авиации, а личный состав выдвигается на парашютодром.

В ожидании вертолета корабельные группы (так здесь называют подразделения, которым предстоит десантироваться с одного борта) продолжают тренировку. Отовсюду, словно заклинание, звучит: «Приготовиться, отсчет времени, 501, 502, 503! Кольцо! 504, 505, 506! Купол, осматриваюсь!»

Пока опытные десантники, назначенные сегодня выпускающими, инструктируются у руководителя прыжков, на площадку прибывает Ми-8. Первая корабельная группа выстраивается на исходной позиции. Очередная проверка снаряжения, отрывистая команда. Парни направляются к борту и по одному загружаются в его железное брюхо.

На взлете мощный винт поднимает снежные вихри, закручивая потоки воздуха и сбивая с ног корреспондентов, стоящих внизу с фотокамерами. Вертушка набирает высоту, становится на курс и делает первый пробный заход. От нее отделяется парашют с грузом. Траектория его снижения дает летчикам возможность скорректировать расчетные данные так, чтобы десант приземлился точно в указанное место.

114

После сделанной поправки на ветер Ми-8 вновь заходит на боевой курс. С его борта один за другим начинают сыпаться бойцы, и небо тут же заполняется белоснежными куполами. Чтобы узнать эмоции новобранцев от первого в их жизни прыжка, журналисты направляются в поле.

- Скажу честно, всегда боялся высоты. Но когда призвали, решил, что ВДВ - это возможность испытать себя. Мы с сослуживцами прошли сложную подготовку, отрабатывали каждое движение до автоматизма. Поэтому в воздухе особого волнения не испытывал, был предельно сконцентрирован. Ощущения, конечно, незабываемые. Советую всем хотя бы раз в жизни прыгнуть с парашютом, - делится впечатлениями военнослужащий срочной службы Андрей.

112

Вертолет раз за разом забирает на борт очередную корабельную группу с «перворазниками».

Тем временем вертолет забирает на борт очередную корабельную группу с «перворазниками» и поднимается в голубую высь. В небе снова белеют купола.

113

За период службы военнослужащим-срочникам предстоит совершить четыре прыжка.

После приземления каждый из этих вчерашних мальчишек получит право гордо именовать себя десантником. Через пару дней они торжественно примут присягу. Из роты вновь прибывшего пополнения их распределят в подразделения бригады. Парни будут осваивать новую профессию, чтобы умело защищать Отечество. А на память о первом прыжке у них останется нагрудный знак отличия «Парашютист».

Дмитрий ПРОКОПЯК.
Фото автора.

Поделитесь ...