Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

О том, как складывается ситуация на рынке, «Коммунару» рассказал председатель Уссурийской общественной организации пчеловодов-любителей «Нектар» Анатолий Улитин.

Люди делятся на тех, кто любит мед, и тех, кто еще не распробовал его вкус. А пчеловодство всегда было не только важной отраслью сельского хозяйства, но и своего рода философией, образом жизни.

068

Сентябрь - время, когда уже можно подводить первые итоги летнего сезона. О том, как складывается ситуация на рынке, «Коммунару» рассказал председатель Уссурийской общественной организации пчеловодов-любителей «Нектар» Анатолий Улитин.

- Анатолий Николаевич, какие в этом году виды на урожай?

- Неплохие. Взяли больше, чем в прошлом сезоне, который выдался очень засушливым, но меньше чем обычно, потому что на июль пришлась пора сильных дождей. Тем не менее пчеловоды активно работают.

Приморский мед хорошо известен за границей, недаром год за годом большие объемы продукции продаются в Китай. Мы уже привыкли сотрудничать с нашим соседом. Был перерыв на время пандемии, когда закупки резко сократились. Но сейчас экспорт вернулся к прежнему объему.

В Поднебесной ценится все натуральное, а местный продукт - чистейший в плане экологии, один из лучших. Мы не вывозим пчел на поля, где может присутствовать какая-то химия, а отправляемся в тайгу.

- А как же знаменитый башкирский мед?

- Он тоже хорош, но это как раз тот случай, когда производителям удалось создать узнаваемый и продаваемый бренд, которым многие пользуются. Этой весной к нам приезжали председатель общества пчеловодов Республики Башкирия и предприниматель-переработчик. Они рассказали, что сейчас часто под вывеской башкирского торгуют китайским медом, причем не самого лучшего качества. Иногда это медосодержащий продукт непонятного состава.

Конечно, башкирский мед знают все. Но у нас в Уссурийском районе более 200 пчеловодов, и о них никому не известно. А ведь меда у нас полно! Хотелось бы, чтобы земляки чаще употребляли этот полезный продукт, а не конфеты сомнительного состава. Приучались к этому вкусу сами, приобщали детей, бабушек, дедушек, знакомых и родственников. Только вдумайтесь - в Турции и Германии человек в год съедает в среднем до полутора килограммов меда. А у нас средняя цифра - всего 300 граммов.

- Где же взять хороший натуральный мед?

- Через знакомых пчеловодов. Каждый год мы проводим общие собрания, где можно с ними познакомиться. Я сам могу порекомендовать ответственных людей, которые сдают в лаборатории мед на анализ. Нужно не стесняться при покупке спрашивать результаты анализа продукции, хотя бы минимальные - влажность, наличие сахаров и прочее. Также у хорошего пчеловода должен быть паспорт на пасеку.

Если же вы пришли на рынок и никого из продавцов не знаете - пробуйте и берите то, что понравилось. На глаз определить состав все равно невозможно, только лабораторным путем.

Разведенный сахар вместо меда сейчас попадается очень редко. Но есть другая проблема: мед иногда качают незрелым, жидким, из-за чего он очень быстро прокисает. Нетерпеливые пчеловоды стремятся получить больше продукта, не дожидаясь, когда он станет оптимальным по влажности и качеству.

Хороший же мед может храниться годами. И не нужно бояться его кристаллизации, наоборот, это примета качества и натуральности. В идеальных условиях хранения - температуре от +5 до +20°С и низкой влажности - срок его годности почти не ограничен.

- А как пчеловоды получают редкие сорта - аралиевый, диморфантовый?

- Мы знаем, где произрастают такие растения, и выезжаем в эти места. В Приморье постоянно что-то цветет - начиная с ивы в начале апреля и по октябрь. Хотя, конечно, особенно тщательно готовимся к сезону липы - это основа пчеловодства. Отправляемся в тайгу и на цветение диморфанта, леспедецы. А вот гречишного меда у нас практически нет. Гречиху-то в крае выращивают, но она почти не выделяет нектара. Еще лет десять назад, когда начали восстанавливать сельское хозяйство, засаживать поля, я привез пасеку на пышно цветущее поле гречихи. Но пчелы, покружив над ним, отправились в другие места - не нашли для себя работы. С тех пор на эту культуру я не рассчитываю.

- Какие сложности и проблемы сейчас есть у пчеловодов?

- Пожалуй, только с реализацией продукции. Конечно, мы продаем мед за границу, но хотелось бы и жителям города его предложить. Раньше с этим прекрасно справлялась ярмарка выходного дня в центре города. Сейчас определили для этих целей новые места, но люди туда не стремятся. И если территория на ул. Горького изначально была выбрана неудачно, то площадка на ул. Кирова гораздо лучше - центр города, рядом много жилых домов. Если все правильно организовать, покупатели туда пойдут.

Было бы отлично, чтобы каждое село округа имело на ярмарке собственный стол и обязательно его заполняло сельскохозяйственной продукцией. Причем не хлебом или рыбой - это можно купить в магазине, а фруктами, овощами, ягодой из собственного сада, соленьями и, конечно, медом. Люди будут запоминать и потом искать продукты из Воздвиженки, Борисовки или Алексей-Никольского. И не нужно проводить ярмарку каждый день. Покупатели и продавцы должны ждать ее, готовиться, строить планы. Пусть выделят пятницу и субботу.

А для ежедневной торговли хорошо бы создать ряды в каждом районе города, такие, как рядом с торговым центром «Антарес». Обустроить их около крупных магазинов и следить, чтобы места были заняты не ушлыми перекупщиками с продуктовой базы, а бабушками с огурцами, помидорами, чесноком и цветами. В этих местах и мед будет хорошо покупаться.

- Дорог ли сейчас мед?

- В среднем литр обходится покупателю от 400 до 600 рублей, зависит от вида и от того, приехал ли ты на пасеку или покупаешь на рынке.

У хозяйственного пчеловода продажа меда - это только часть прибыли. Реализуют еще воск, пыльцу, пергу, прополис, забрус - тонкую пленочку, которой пчелы запечатывают соты. Воск идет на свечи, поделки, мыло и мазь ручной работы, остальное используется в народной медицине. Некоторые владельцы пчел занимаются этим серьезно и получают неплохие деньги, даже имея совсем небольшую пасеку. Пчеловодство - это безотходное производство, и практически все его продукты очень полезны для здоровья.

Оксана СЕЗИК.

Поделитесь ...