Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Кто может рассказать о путешествии лучше, чем учитель географии? Евгений Черкес работает в уссурийской школе № 130. В этом году он побывал в национальном парке «Бикин».

О том, что интересного можно увидеть в исконном месте проживания удэгейцев, коренного малочисленного народа, Евгений Анатольевич рассказал «Коммунару».

039

Здесь разрешено рыбачить только коренным народам и туристам.

Три дня в тайге

- Так получилось, что еще со времен учебы на географическом факультете УГПИ у нас с однокурсниками сложилась крепкая дружба. Мы периодически договариваемся и отправляемся в поход по каким-нибудь красивым и интересным местам. В этом году решили взглянуть на реку Бикин. Нас собралось шестеро, практически все - учителя географии и биологии в школах.

Национальный парк, куда мы отправились, расположен в Пожарском районе, в верховьях реки Бикин. Это дикие, заповедные места, где на огромной территории живут около 600 человек - в основном коренные народы: удэгейцы, ульчи, орочи, тазы.

Бикин - необычная, удивительно красивая и богатая река, в Приморье такой больше нет. Ее не зря называют «русской Амазонкой» - здесь самое большое видовое разнообразие птиц, рыб, животных и растений. В этом районе никогда не велись промышленные рубки, так что природа сохранилась в том же виде, что и тысячи лет назад. В неспокойные 90-е годы были попытки наладить в этих местах добычу древесины, спилить многовековые кедры, ели и лиственницы, но удэгейцы изо всех сил защищали свою землю от вторжения. И заповедные леса удалось отстоять. Сейчас охотиться и рыбачить здесь разрешено только местным жителям, туристам можно поймать только немного рыбы на ужин.

Чтобы нас пропустили на заповедную территорию, необходимо было подать заявку на сайте национального парка и получить разрешение на посещение. Наша группа приехала туда на трое суток, каждый уплатил государственную пошлину 400 рублей за день, плюс потратились на пребывание, услуги гида, проезд на лодках. В среднем получилось по 12 тысяч на человека.

040

Памятник Дерсу Узала.

В гостях у удэге

Добираться до удэгейского села Красный Яр, откуда начинается путешествие, пришлось на такси от Лучегорска. Это 150 километров ужасной трассы, с ямами и ухабами. Альтернативы нет, только автобус, который ходит раз в неделю. Если прошли сильные дожди, дорогу размывает и не ходит даже он. За пару недель до нашего приезда здесь было небольшое наводнение, затопило базы отдыха. Затем уровень упал, но реки все еще были полны воды, а леса - комаров.

Село Красный Яр основали в 1957 году, собрав людей из разрозненных стойбищ на берегах реки. Сейчас здесь стоят добротные деревянные дома с народными узорами, чем-то похожие на те, что я видел у бурятов на Байкале, новое здание администрации парка, красивая просторная школа, поликлиника, почта. Все это появилось в селе после открытия нацпарка - он дал удэгейцам 120 рабочих мест. Трудятся проводниками, водителями, экскурсоводами. Многие, как и сотню лет назад, живут охотой и рыбалкой, собирают и продают женьшень. Стоит этот дикорос, кстати, дорого: нам предлагали купить литровую бутыль с настойкой корня за 15 тысяч рублей, сказали, что это хорошая цена. Также жители изготавливают и продают туристам сувениры. Я, например, купил браслет-оберег из кожи изюбря.

Удэгейцы - народ со своими культурными традициями. Каждый год 6 августа они празднуют день села - устраивают гулянье в национальных костюмах, куда съезжаются приглашенные гости со всего края. Есть здесь и собственный шаман, к которому все ходят за советом и удачей, в основном перед охотой или рыбалкой. Нам его застать не удалось - уехал на учебу во Владивосток. Кстати, должность шамана в Красном Яре занимает младший брат известного удэгейского художника Ивана Ивановича Дункая, чьи картины выставлены в уссурийском городском музее.

На площади стоит красивый и реалистичный памятник Дерсу Узала. В 80-е годы прошлого века в Красном Яре еще были живы бабушки, которые в детстве встречали и легендарного проводника, и самого Арсеньева, когда те проходили по реке Бикин, останавливались в их стойбищах. А в музее села мы познакомились с Сэвэном - местным духом леса. Он изображен в виде деревянной фигуры, сидящей на корточках, с вытянутыми вперед руками. Нужно приложить к ним свои ладони и загадать желание. Мы все попросили у Сэвэна хорошей погоды. И к удивлению, она действительно была отличной, хотя изначально на эти три дня передавали дождь.

041

На экологической тропе растут многовековые кедры.

Кедры в два обхвата

После экскурсии по Красному Яру наша компания погрузилась в моторные лодки и отправилась вверх по реке, где располагалась база. Их на территории парка несколько, мы были в «Кленовой». Любители экстрима могут забраться и в совсем глухую тайгу - в верховьях есть стан для туристов, к которому придется два дня плыть на лодках. Там единственное место в Приморье, где водятся лоси и волки. Из более южных районов они вытеснены тиграми.

Мы лосей не видели, но зато во время путешествия по реке встретили изюбрей, которые стояли по грудь в воде и ели речные водоросли. Наблюдали за японскими журавлями, утками, крохалями. Путешествие пришлось на цветение липы, и пахло на реке невероятно. Над цветами роились дикие пчелы. Кстати, я пробовал их мед, он гораздо вкуснее обычного.

Рыба в тех местах прямо просится на крючок. Поэтому, как только мы добрались до базы, то сразу, не разбирая вещей, отправились на рыбалку. До вечера наловили крупных ленков и хариусов, так что на ужин была ароматная уха.

На второй день отправились на прогулку по экотропе. Она представляет из себя туристический путь длиной около километра, ведущий к смотровой площадке. По дороге рассматривали женьшень, высаженный по краю специально для туристов, и обнимались с многовековыми кедрами. А когда вышли на смотровую площадку, ахнули - такой оттуда открывался великолепный вид. С высоты извилистая река лежала как на ладони, вокруг нетронутая тайга, а вдалеке - синие горы Сихотэ-Алиня.

Бикин - настоящая находка для географа и ученого. Недаром ниже по течению, в селе Верхний Перевал, долгое время жил и работал учитель географии и доктор биологии Борис Константинович Шибнев. Удэгейцы его очень уважали и почтительно называли «белый вождь». Еще в 40-е годы прошлого века он изучил и исходил каждый ключ, приток и сопку. Был орнитологом, знал всех здешних птиц, места их гнездования. Работал в школе, а когда вышел на пенсию, организовал в селе Верхний Перевал музей природы. Он до сих пор сохранился, теперь им заведует его внучка, тоже учитель-биолог. Коренные народы любили Шибнева за бережное отношение к природе. Ведь для них тайга - это родной дом, который всем нам нужно сохранить для потомков.

Записала Алина БЕЛЯЕВА.
Фото предоставлено Е. Черкесом.

Поделитесь ...