Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Уссурийское общество краеведов им. В.К. Арсеньева продолжает знакомиться с населенными пунктами Приморья. Поселок Тавричанка Надеждинского района ассоциируется у приморцев с угледобычей, которая активно велась здесь в советское время.

Тогда газеты писали о количестве добытого угля, передовиках шахтерах. К сожалению, сейчас писать не о чем - шахты закрыты. Но историю не изменить.

139

История угольной промышленности в этом населенном пункте берет свои истоки в конце 1867 г.

Экскурсоводами для нас стали местный краевед Анатолий Андреанович Ходос и наша землячка Елена Владимировна Калита. Первое, что мы увидели, - большую и ухоженную центральную площадь. На ее территории на крытой эстраде проходят праздничные мероприятия, концерты. Неподалеку расположен памятник воинам, павшим в годы Великой Отечественной войны. Здесь же в 1960 году, в период самого расцвета поселка, был построен Дворец культуры угольщиков. Здание отличается красотой сталинской архитектуры. Перед ним установлен памятник Ленину. Приятная неожиданность - парковая скульптура девушки-строителя. Таких изваяний в крае осталось немного. Молодцы, тавричанцы, сохранили раритет.

Затем мы прошли в музей. Надо сказать, очень скромный. Ожидали увидеть много предметов, связанных с разработкой угольного месторождения, его историей. Но, как нам объяснили, учреждению всего два года. Работать он начинал не однажды, однако закрывался спустя непродолжительное время, и экспонаты исчезали бесследно. Когда шахты совсем ликвидировали, тоже не позаботились о сохранении чего-либо для музея. Одним словом, не было заинтересованных в этом деле лиц. А сейчас, когда наконец выделили помещение, приходится заново все собирать по крупицам. Надеемся, что у тавричанцев получится. Ведь есть главное - люди, которые помнят и знают о жизни и работе в родном поселке.

История угольной промышленности в этом населенном пункте берет свои истоки в конце 1867 г. Тогда А.А. Этолин, заведующий морской частью Владивостокского порта, нашел месторождение каменного угля на левом берегу Раздольненского лимана к северо-востоку от поста Речного (нынче пос. Тавричанка) и организовал там его добычу. При том уровне развития техники работать было чрезвычайно трудно. Не хватало специалистов, на разработки нанимали окрестных корейцев. Бывало, привозили и ссыльных, приговоренных каторжан. То есть постоянных горняков в период становления шахт не было. Да и откуда они могли взяться в Южно-Уссурийском крае? Углеразработка первые 25-30 лет проходила вяло, хотя горные инженеры утверждали, что абсолютно вся Тавричанка, с пашнями, домами, сенокосами, «сидит» на угле.

Затем в связи с политическими событиями в крае в 1919 г. добыча совсем упала. Рудник в Тавричанке сразу после Гражданской войны был национализирован. С 1 октября 1925 г. создан трест «Прим-уголь». В него вошли Сучанские, Артемовские, Тавричанские и Липовецкие копи. В 1929 г. на месторождении построена шахта № 2, в 1931 г. началось строительство «Капитальной», в 1956 году заложена шахта № 5. Более 100 лет велась добыча бурого угля высокого качества в поселке Тавричанка.

Первое упоминание о деревне Тавричанка встречается в статистике 1902 года. Именно тогда Приморское переселенческое управление отвело под селение Таврическое 4201 десятину земли из расчета на 230 душ. Поселилось же 15 семей, 60 мужчин и 37 женщин. При полном, кстати, отсутствии лошадей, коров, свиней и другой живности. Рыбаки, прибывшие из Таврической губернии Мариупольского уезда села Кирилловка, приехали с целым вагоном своих снастей, но ячеи оказались не того размера, а заниматься сельским хозяйством они и не собирались.

1912 год. В деревне 50 дворов, 207 человек населения, 111 мужского и 96 женского пола. Они сеют и пашут, но только чужими руками. На наделах сельского общества живут безземельные (либо у них нехватка пахотной земли) корейцы, и вот они занимаются земледелием - половина урожая себе, половина хозяевам участков. В черте Тавричанки разбросано 67 фанз, каждая корейская семья - 5-7 душ, а то и больше, чуть ли не в 2 раза выше численности переселенцев.

Статус поселка Тавричанка получила в 1903 г. Кроме рыболовства, зверопромысла и добычи угля, население занималось изготовлением кирпича. Завод находился на пристани, на берегу бухты Тихой. Торговых лавок или магазинов в Тавричанке до 1914 г. не было.

С 1936 по 1939 год все газеты наполнились призывами к демобилизованным воинам, оставшимся на Дальнем Востоке для укрепления его рубежей. Поэтому с 1936-37 гг. сюда ехали из разных частей бывшие военнослужащие. В 1938 г. началась стремительная застройка. Возвели три двухэтажных дома по восемь квартир. В том же году Тавричанка стала административным центром района.

После ДК угольщиков мы посетили здание тавричанской поликлиники. В прошлом здесь жили военнопленные японцы, позже политзаключенные. Местный краевед Анатолий поведал трагическую историю побега (31 мая 1947 г.) из лагеря Валерия Юрьевича Янковского. Попытка освободиться, которую организовал Валерий, удалась, но пятерых беглецов в конечном счете поймали. На воле они провели лишь несколько дней. Зачинщик получил 25 лет лагерей. Трудную и долгую жизнь прожил Янковский. Умер в 98 лет.

Далее экскурсовод повел нас в бухту, где весь берег завален обломками старинных кирпичей. На них клейма «Кларксон и К». Вот раздолье для коллекционеров старины. Правда, найти целый кирпич практически невозможно. Слишком много желающих взять сувенир на память. По дороге Анатолий рассказал нам о Д.Д. Кларксоне. Давид Давидович был гражданином США, в Приморье занимался разработкой рудников. В 1900 г. в районе ст. Океанской на месторождении глины он построил завод. Выпускались именные кирпичи с клеймом «Кларксон и К». В 1910 г. промышленник был объявлен банкротом, а предприятие перешло к другим владельцам.

Побродили мы по кирпичному берегу. Некоторые все-таки прихватили по кусочку с собой. Оказывается, здесь когда-то строили дорогу и для ее укреп-ления укладывали некондиционные кирпичи, их обломки. Со временем проезд стал не нужен и был разрушен морем. Потом мы побывали на водохранилище, откуда подается пресная вода в поселок. Полюбовались водной гладью, увидели шлюзы.

Тавричанка нам понравилась. Летом приедем на море и продолжим знакомство. Желаем приморскому поселку строиться и развиваться на радость своим жителям.

Нина Громыко,
председатель уссурийского общества краеведов им. В.К. Арсеньева.

Справка «К»

142

Валерий Юрьевич Янковский, русский советский писатель, член Русского географического общества.

С 1928 по 1944 год профессионально занимался охотой и пантовым оленеводством. В августе 1945 года, после начала войны между СССР и Японией, вступил в Красную армию, служил переводчиком. В январе 1946 года арестован по обвинению в оказании в довоенные годы помощи международной буржуазии, приговорен к шести годам исправительно-трудовых лагерей. Затем судом, рассмотревшим его кассационную жалобу, срок был увеличен до 10 лет. Совершил побег, за что срок заключения продлен до 25 лет. В 1952 году освобожден («по зачетам» - за перевыполнение норм выработки), трудился горным мастером на прииске «Южный» на Чукотке, лесничим в Магадане. В 1957 году реабилитирован.

143

Автор книг «Как я искал «корень жизни», «В поисках женьшеня», «Нэнуни-четырех-глазый», «Тигр, олень, женьшень», «От Сидеми до Новины. Дальневосточная сага» и др.

Фото koryo-saram.ru.

Поделитесь ...