Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Анатолия Семеновича Поддубного знают не только в Уссурийске, но и далеко за его пределами. Почетный и заслуженный строитель России, обладатель ордена «Знак Почета» и медали «За добросовестный труд»…

Более 30 лет своей жизни он посвятил развитию и процветанию одного из крупнейших на Дальнем Востоке предприятий - ОАО «Приморвзрывпром».

187

Анатолий Семенович Поддубный.

Из Башкирии на Колыму

В 1936 году в семье супругов Поддубных из маленького башкирского села Яковлевка появился первенец. Малыша назвали Анатолием. Толя рос обычным советским мальчишкой - учился в школе, играл в футбол, запускал в небо воздушных змеев, бегал с товарищами на рыбалку.

Отец погиб на фронте в самом начале Великой Отечественной войны. Родные до сих пор не знают, где он похоронен. Мать сама растила четырех детей - троих своих (двух дочерей и сына) и одного приемного мальчика, которого подбросил на крыльцо дома кто-то из беженцев (в годы войны через село их много про-езжало). Толя, старший из братьев, помогал маме по хозяйству. Вместе с другими ребятами участвовал в уборке колхозного урожая, в страду собирал в полях колоски, чтобы ни одно зернышко не пропало.

После окончания школы на пару с другом поступил в Баймакский горно-металлургический техникум. В 1956 году выпустился, получив специальность «разработка рудных и россыпных месторождений». По распределению попал в Магаданскую область, на прииск по добыче золота на реке Колыма. В подчинении у молодого специалиста были заключенные. Контингент специфический, поэтому порой возникали конфликтные ситуации.

Трудиться приходилось по 18-20 часов. Лето в тех краях короткое - торопились до прихода холодов переработать как можно больше золотоносного песка. Такой ритм выдержать было сложно, но по молодости лет Анатолий совершенно не ощущал усталости. Да и зарплату платили довольно приличную (5-6 тысяч рублей), которая с лихвой компенсировала все издержки и неудобства. Так как хранить деньги было негде, почти все заработанное отсылал маме. Остальное прятал под матрасом.

- Там я впервые увидел золото в килограммах, - вспоминает Анатолий Семенович. - Как мастер участка, каждый день носил его в сумке сдавать в кассу. В пути обязательно сопровождали два автоматчика - один впереди, второй позади. Не отпускали, пока не передам все до грамма и не распишусь в ведомости.

Опытный специалист

Что Поддубный толковый специалист, директор рудника заметил сразу. Стал продвигать его по служебной лестнице. От армии устраивал отсрочку за отсрочкой. Но Анатолий, узнав, что долг Родине все равно потом придется отдавать, уговорил отпустить.

Служил во Владивостоке, Николаевске-на-Амуре. Потом оказался в Уссурийске. Именно в армии увлекся спортом: играл в волейбол, поднимал штангу. И везде у него получалось добиваться высоких результатов. В 1960 году стал чемпионом Приморского края по тяжелой атлетике. Штангу потом оставил из-за травм, а волейбол сопровождал его всю жизнь.

Демобилизовавшись, решил пустить в городе корни - женился. Тогда же устроился в «Приморвзрывпром». Узнав, что у него есть опыт работы, взяли без разговоров. На тот момент у предприятия было 10 участков, разбросанных по всему Дальнему Востоку. Анатолия направили в Советскую Гавань. Оттуда - в Дальнегорск, начальником участка. В 1974 году окончил инженерные курсы в Москве, специальность «организатор производства».

В состав «Союзвзрывпрома» входило 29 участков, разбросанных по стране. Периодически все начальники собирались в столице, отчитывались, делились опытом. На одной из встреч Поддубному предложили возглавить Дальневосточное отделение. Он согласился.

Работа взрывника рутинная, условия труда не из легких. Несмотря на кажущуюся простоту, элемент риска всегда присутствует. Поэтому выполнение всех необходимых требований и правил должно соблюдаться неукоснительно.

- В должность я вступил в декабре 1979-го, - рассказал Анатолий Семенович. - А в январе следующего года произошел несчастный случай: погибли два человека. Причем по собственной оплошности. Мы готовили показательный взрыв во Владивостоке, пригласили на него телевидение и прессу. Предварительно вывели из опасной зоны всех малолетних и взрослых зевак, поставили оцепление. Был разработан план предстоящей операции с необходимыми расчетами, расстановкой постов и четкими заданиями для всех участников. Тем не менее двое сотрудников грубо нарушили правила безопасности - спрятались. Уж очень им хотелось увидеть все своими глазами. Плата за чрезмерное любопытство оказалась слишком высокой. Больше я никого не приглашал. Сами делали любительские снимки.

Основные и специальные работы

Деятельность «Приморвзрывпрома» находилась на постоянном контроле у соответствующих структур - МВД, госбезопасность, МЧС, налоговая служба. Они неустанно следили за тем, чтобы опасное взрывчатое вещество не попало в посторонние руки.

Главными заказчиками спецработ являлись строители. Например, до прихода мощной японской техники Владивосток строился за счет взрывов - котлованы, траншеи для фундаментов и прокладки коммуникаций. Большие работы велись в Дальнегорске на возведении горно-обогатительного и металлургического комбинатов. Помимо Приморского края, в сферу деятельности входили Камчатка, Магадан, Амурская область, Хабаровский край. Старались поспеть везде.

На Сахалине пришлось выполнять сложную задачу по углублению морского дна. Технологии проведения взрывных работ под водой на тот момент в стране не было. Все придумывалось и внедрялось буквально на ходу.

Участвовал «Приморвзрывпром» в реконструкции и строительстве автотрасс Раздольное - Хасан, Владивосток - Находка. Немалых усилий потребовала и дорога в аэропорт, которую готовили к Саммиту АТЭС 2012 года - поднимали, расширяли. Взлетную полосу на аэродроме дотягивали до международных стандартов.

Но основной доход предприятию все-таки давало сотрудничество с крупными компаниями по производству строительных материалов. Для Спасского цементного завода ежегодно взрывалось около 2,5 млн кубометров скального грунта. День и ночь обслуживался Владивостокский бутощебеночный завод. Располагался он в самом центре города. Поэтому при подготовке взрывов приходилось проявлять ювелирную точность, чтобы ни один камень не вылетел в сторону жилых построек и не треснуло ни одно оконное стекло. Держались и за Артемовский завод по добыче строительного камня.

Есть чем гордиться

Случались у «Приморвзрывпрома» и сложные времена. Яркий пример тому - 90-е годы, когда появились проблемы с финансами. С одной стороны, взрывники, как и прежде, выполняли поставленные перед ними задачи. С другой - плату за свой труд не получали.

- Вот мы работу сделали, оформили, а денег нет, - говорит Анатолий Семенович. - Я бегаю за заказчиком, уговариваю, но он только обещает. А у меня люди ждут, и все сроки по выплате зарплаты прошли - 350 человек, которым нужно свои семьи кормить. Кредит брать тоже не вариант. Ведь его потом отдавать нужно. А чем? Я реально смотрел на вещи и в долги не лез.

Чтобы выйти из сложившейся ситуации, Поддубный договорился с директором цементного завода, чтобы тот расплачивался за проводимые работы продукцией, и стал сам ее реализовывать. Пункт продажи открыли на одном из складов, где хранились всевозможные запчасти. Немного цену сбросили, и дело пошло. Такая ситуация продолжалась лет 5-6. Но люди не увольнялись, все понимали и терпели.

Копились долги у предприятия и перед налоговой службой. По документации «Приморвзрывпром» зарабатывал много, а вот налоги платил не вовремя. Директора вызывали на различные совещания, в прокуратуру. Он давал обещания исправиться. Как только появлялись деньги, старался уменьшить долг.

- Зарплата у нас всегда была только белая, - отметил Анатолий Семенович. - Мы являлись одним из основных предприятий, которые приносили хороший доход в городскую казну. Поэтому мне верили.

Однако когда вышел закон о несвоевременной выплате заработной платы, Поддубного все-таки отдали под суд. На год отстранили от работы. В итоге ему удалось отстоять свое доброе имя, но возвращаться в директорское кресло больше не захотел. Оставшись без хозяина, «Приморвзрывпром» еще некоторое время держался на плаву. В 2015 году предприятие с 82-летней историей обанкротили и закрыли.

Сейчас Анатолий Семенович находится на заслуженном отдыхе. Этим летом большая дружная семья отметила его 85-й день рождения. Супруги Поддубные живут душа в душу уже 61 год. Вместе они воспитали трех замечательных дочерей, сейчас радуются внукам.

- Я судьбе своей благодарен, - улыбаясь, признается юбиляр. - Всегда смотрел в будущее с оптимизмом, ставил задачи и добивался их выполнения. Для города сделал немало. Несколько созывов подряд избирался депутатом городского Совета народных депутатов. Есть о чем вспомнить и чем гордиться.

Николай МИХАЙЛОВ.
Фото из семейного архива Поддубных.

Поделитесь ...