Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

С наступлением тепла многие жители нашего округа отправляются на тихую охоту - собирать грибы, черемшу, папоротник и другие дары леса. Для кого-то это способ не только разнообразить стол, но и подзаработать.Выгодно ли быть сборщиком лимонника и сколько на самом деле может стоить соленый груздь, узнавал корреспондент «Коммунара».

098

От разнообразия на прилавках меда, орехов, сушеных ягод и трав у покупателей разбегаются глаза.

Автомобиль за женьшень

Раньше вопрос реализации дикоросов решался просто - во многих городах и селах существовали заготовительные пункты, куда за деньги сдавали овощную и лесную продукцию. Во времена дефицита получали еще и талончики на покупку различных товаров: бытовых приборов, одежды, обуви и даже видеомагнитофонов.

Примером успешной деятельности в этой сфере и по сей день является предприятие в селе Чугуевка Приморского края. Там жители всегда кормились за счет тайги.

Кедровые орехи, элеутерококк, лимонник, грибы и мед еще в советские времена приносили чугуевцам хорошие деньги, и даже отдаленные деревни жили довольно зажиточно. Многие выращивали женьшень прямо в огороде. За несколько лет растения достигали технической спелости, и часто на полученные за них средства можно было купить автомобиль и обставить дом новой мебелью.

Со временем некоторые заготовительные пункты исчезли, другие перешли в частные руки. Однако «Чугуевский райзагот-охотпром» продолжает принимать у сельчан не только дары леса, но и излишки с огорода. В находящемся рядом цехе работает производство: солятся и сушатся грибы, в сезон варятся ягодное варенье, джемы и морсы, консервируются огурцы, помидоры, капуста. В магазине заготпункта можно купить всю продукцию в фирменной упаковке. Цены не такие уж и низкие: маленькие баночки варенья - по 90 рублей, полкило кедровых орехов - 300, сушеные подосиновики (50 грамм) - 158, 300-граммовая пачка высушенного шиповника - чуть больше ста рублей.

В момент посещения магазина здесь принимали березовый сок по 8 рублей за литр, свежий папоротник за 25 рублей кило, корень элеутерококка (по 100) и сухой шиповник (по 130). Так что для сельских жителей тайга по-прежнему является хорошим источником дохода и недостатка в продукции никогда нет.

Рыночные отношения

В Уссурийске государственных предприятий, которые принимали бы у населения дикоросы, нам найти не удалось. Последние лет двадцать скупкой занимались предприниматели, зачастую иностранные. К примеру, в районе продуктовой базы на 6 км всегда можно было сдать кедровые орехи, лимонник, папоротник и другие дикоросы. Цена не была постоянной, зависела от насыщенности рынка. Сегодня сбыть дары природы тоже можно, хоть и не в прежних объемах.

Мы узнали, что в крае есть цеха по лущению кедрового ореха, в Спасске-Дальнем действует консервный завод, который в сезон тоннами принимает березовый сок. Онлайн-площадки сводят вместе продавцов и покупателей из разных регионов, так что, к примеру, соленый папоротник от заготовителя могут купить бизнесмены как с Сахалина, так и из Москвы (там сейчас большой спрос на экопродукты).

Те, кто собирает дары леса не тоннами, а килограммами, обычно продают их через объявления в газете, Интернете или на ярмарках. На рынке в Уссурийске нашлось несколько прилавков, за которыми торговали шишками, лечебными травами, сиропами из ягод. Отдельно стояли продавцы папоротника, просили за небольшой пучок 50 рублей. По их словам, собирают они дикорос в окрестных лесах, но в этом году неурожай, орляк попадается редко.

На другом прилавке от разнообразия меда, орехов, сушеных ягод и трав разбегались глаза, но продавец затруднился сообщить, где и кем собрано такое богатство. За литровую емкость кедрового ореха просили 400 рублей, шиповника - 250, маленький стакан амурского бархата вытягивал на 200 рублей, килограмм чаги стоил 800.

Выставка самых разных сиропов из лесных ягод, настоек, маринованных грибов обнаружилась на прилавке ЛПХ из Анучино. Сельчане рассказали, что все собрано и переработано собственными руками. Был и эксклюзив, например диоскорея на меду, почки сосны и тополя.

Ты туда не ходи

Некоторое время назад любители сбора грибов, лесных ягод и березового сока были озадачены сообщениями в соцсетях о том, что теперь для этого занятия необходимо арендовать земельный участок, а к шляпкам грибов будут подходить с линейкой, проверяя их на соответствие определенным стандартам. Министерство природы опровергло эти слухи, подтвердив, что граждане могут свободно находиться в лесах и собирать недревесные природные ресурсы для своих нужд, никто не будет их за это наказывать. Конечно, лишь в том случае, если сбор дикоросов проводится не в заповедниках и заказниках, а растения не занесены в Красную книгу.

В своем стремлении собрать большой «урожай» граждане иногда не прочь похозяйничать и в особо охраняемых местах. Так, по сообщению Дальневосточного морского заповедника, острова подвергались регулярным набегам сборщиков черемши, которые не только наносили урон экосистеме, но и разводили костры в пожароопасный период. Пришлось усилить охрану территории.

Заготовщики дикоросов также должны с вниманием относиться и к растениям из Красной книги. Туда занесено множество эндемиков Приморского края, например дикорастущий женьшень, заготовка которого запрещена. А вот приморский подснежник, или адонис амурский, желтые цветы которого расцветают в лесах и массово продаются вдоль автомобильных трасс, не включен в запретный список Приморья, но находится в Красной книге Хабаровского края, Амурской и Еврейской автономной областей. Лимонник и элеутерококк разрешены к сбору у нас, но являются исчезающим видом в Приамурье. Даже черемша уже стала настоящей редкостью в целом ряде регионов европейской части России.

Поэтому основным принципом любителей лесных деликатесов должно быть бережное отношение к природе, чтобы Красная книга Приморского края не пополнялась новыми видами.

Оксана СЕЗИК.
Фото автора.

Поделитесь ...