Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

В нашей семье хранится игрушка с удивительной историей. Медвежонок из ткани пережил блокаду.


Такие игрушки производились в 30-х годах прошлого столетия в Ленинграде.

Мои родители в 1950-е годы жили в Славянке, там служил отец. Они с мамой дружили с соседями - Марией Вениаминовной и Иосифом Берковичем Дыкман. Все привыкли называть их запросто, по-домашнему тетей Мусей и дядей Леней.

Они оба из Ленинграда. Тетя Муся жила в квартире на Невском проспекте, ей и принадлежал медвежонок. Во время блокады хозяйка каждый день усаживала игрушку на подоконник, чтобы мишка смотрел на улицу. Так он стал немым свидетелем трагедии ленинградцев. Иосиф дошел до Берлина и вернулся домой, не получив серьезных ранений.

Отправляясь к новому месту службы мужа на Дальний Восток, Муся не забыла захватить медвежонка. В 1948 году у них родилась дочь Люба, и игрушка перешла ей по наследству. Мишку берегли, шили ему наряды, изредка позволяли подержать подружкам…

Когда у моих родителей появилась дочь (моя старшая сестра Ольга), медвежонка подарили ей. Так эта игрушка стала нашей. От сестры она досталась мне, потом - моей дочери и внучке. Помню, как в детстве мама, мастерица и рукодельница, штопала медвежонка. Потом и вовсе пришлось скрыть ветхую ткань, в которую он был «одет», натянув поверх другую. На новой основе вышила мордочку, приделала глазки-пуговицы.

Отец погиб, а у мамы на руках осталось трое детей: девятимесячная я, сестра, которой было 2,5 года, и 11-летний брат. По словам мамы, Дыкманы нас очень поддерживали. Хотя им самим приходилось непросто. Тетя Муся тяжело болела, а дядя Леня трогательно ухаживал за женой.

Отпуск они всякий раз проводили в Ленинграде, куда и вернулись по окончании службы супруга. В начале 1970-х Марии Вениаминовны не стало. Иосиф Беркович больше так и не женился. Позже, бывая в культурной столице по учебе в аспирантуре, я навещала дядю Леню и его дочь. Люба, став взрослой, вышла замуж, окончила исторический факультет Ленинградского университета. Всю жизнь проработала в морском архиве, мы дружим с нею до сих пор.

Во время моих визитов и совместных посиделок в квартире на Невском как-то так получалось, что разговор обязательно заходил о том самом медвежонке. Вспоминали о нем с особым теплом. Переживший с дорогими нам людьми десятилетия и эпохи, он стал чем-то большим, чем обыкновенная игрушка.

Т. Преснякова,
в девичестве Братушева.

Поделитесь ...