Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Война постучалась практически в каждую семью. Не обошла она и нас, Лосевых.


Предвоенные курсы медсестер. Ольга Лосева в верхнем ряду в центре.

Старший брат мамы, Федор, был летчиком, последнее письмо с фотографией прислал с фронта весной 1943-го. А моему отцу повезло - с войны вернулся живым в звании капитана-связиста. Но после рождения трех сыновей ушел из семьи.

Наша мама, Ольга Афанасьевна Лосева, 1922 года рождения. Перед самой войной переехала в г. Ворошилов (Уссурийск) из с. Степанцы Черкасской области (Украина), где обучалась на 11-месячных курсах при Красном Кресте.

С 1 августа по 10 декабря 1941 года она служила в Красной армии в качестве медсестры. Ей приходилось выхаживать застуженных и раненых пограничников после каждой провокационной стычки с японцами. Ольга Лосева считала, что во время войны перевязки, уколы, процедуры, доброе слово больному - не подвиг. Свой, материнский, она совершила уже в мирные дни.

С декабря 1941-го по февраль 1983-го работала дежурной медсестрой в краевой психоневрологической больнице № 1. Всегда была на хорошем счету, имела много благодарностей и грамот, но из природной скромности хранила их, как героиня фильма «Калина красная», «там, у шкафчике».

А вот медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» ей почему-то не досталась, как, впрочем, и медаль «Ветеран труда». Спасибо, хоть удостоверение дали спустя много лет после выхода на пенсию. О своей обиде говорила не раз, потому и нам запомнилась такая несправедливость.

Так вот, о подвиге. После войны Ольга Лосева родила троих детей и сама, без чьей-либо помощи, на скромную зарплату медсестры вырастила нас, пацанов, и вывела в люди.

Получилось это у нее во многом благодаря швейной машинке «Зингер» да огородику при доме. Хотя и вопреки постановлению Н. Хрущева о взыскании налога с каждого плодоносящего дерева, растущего на приусадебном участке. Мне вместе с мамой пришлось вырубить две полукультурки и несколько кустов смородины - платить за них было нечем.

В общем, что такое нужда, перешитая одежда с чужого плеча, босоногое детство до самой школы, мы с братьями знали не понаслышке. Как, впрочем, и блаженный вкус пережженного комкового сахара по праздникам.

В то тяжелейшее послевоенное время наша жизнь казалась нормой. Лишь через много лет пришло осознание, что выжили мы вопреки всему только неимоверными усилиями матери.

Уже 19 лет ее нет с нами. Мы с детьми и внуками не позволяем зарастать бурьяном ее могиле, вокруг которой в знак вечной признательности от сыновей высятся три вечнозеленых кедра.

Александр Лосев,
сын, брат, отец и дед.

Поделитесь ...