Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Мой будущий герой ушел из жизни почти 30 лет назад - в 1990 году. Почетный гражданин Уссурийского городского округа, обладатель ордена Ленина и звания Героя Социалистического Труда Василий Макарович Яременко.

Поиски родственников могли затянуться надолго, а я не располагал таким количеством времени - хотелось собрать материал к Дню города.


Василий Макарович Яременко.

Найти человека

Не стану пересказывать подробности поисковой операции, но на следующий день у меня на столе уже лежал листок бумаги с номером телефона Тамары Викторовны Богдановой, бывшей сослуживицы Василия Макаровича. Мы созвонились с ней и договорились о встрече.

- Завтра с 10 часов буду ждать вас в совете ветеранов, - сказала напоследок она.

«В совете ветеранов МЖК», - почему-то решил я. Тем более что находил в Интернете упоминание о том, что до 2014 года Тамара Викторовна руководила профкомом предприятия.

Утром, уточнив по карте местонахождение искомого объекта и взяв сумку с фотоаппаратом, отправился в дорогу… Пешком. Сбегая вниз по ступенькам, самонадеянно подумал: «Что для меня какая-то там пара километров?»

Минут через двадцать я добрался до проходной легендарного предприятия. Спросил у охранников, как мне найти совет ветеранов.

- Идите в главный офис, - ответили мне. - Там подскажут.

Иду.

- Совет ветеранов? - переспросил встретившийся в коридоре сотрудник офиса. - У нас на предприятии нет никакого совета.

- Как же нет? - говорю. - Ведь я только вчера разговаривал с Тамарой Викторовной Богдановой.

- Тамара Викторовна давно уже здесь не работает, - присоединилась к нашей беседе проходившая мимо женщина. Вы, наверное, что-то перепутали…

На обратном пути мне вдруг подумалось, что отрицательный результат - это тоже результат. Я своими глазами увидел, насколько велико предприятие, именуемое в прошлом масложиркомбинатом. Значит, время было потрачено не напрасно.

Я, наверное, слишком детально все описываю, но для меня эти мелочи имели огромное значение. Дело в том, что пока мои ноги наматывали километры, Тамара Викторовна терпеливо ожидала их обладателя в совете ветеранов УГО. И ни где-нибудь за тридевять земель, а всего на два этажа ниже редакции.

Детская мечта

Тамара Викторовна оказалась замечательным собеседником. О Василии Макаровиче она знала много.

- Мы с ним делили один кабинет, когда он уже был не директором, а начальником техотдела. Часто говорили на разные темы. Я знаю, что он родился в 1914 году в маленьком селе на Украине. Окончил семилетку и поступил в Уманский агропедагогический техникум. Вернувшись в родные края, несколько лет работал учителем начальных классов в школе. Потом решил исполнить давнюю детскую мечту - стать инженером. Рос он в большой семье, постоянно впроголодь. Потому все время мечтал наесться досыта.

- Вот окончу пищевой институт, и больше никогда не буду голодать, - решил он.

В дорогу отправился в дождь и слякоть. Почти босиком - в парусиновых туфлях. Имея при себе самый минимум вещей.

В 1942 году выпускник Краснодарского химико-технологического института пищевой промышленности Василий Яременко прибыл по направлению в далекий приморский городок Ворошилов (ныне Уссурийск). Молодого специалиста приняли дежурным инженером на гидрогенизационный завод масложирового комбината (МЖК). Спустя год он уже стал начальником катализаторного цеха. А еще через год - всего завода.

В послевоенные годы его назначили заместителем главного инженера МЖК. Затем он исполнял обязанности главного инженера. И наконец в 1957 году возглавил коллектив всего предприятия.

Чтобы всем было понятно, поясню. В те годы МЖК объединяло пять крупных заводов. Плюс собственная ТЭЦ. Например, маргариновый завод, а в нем был майонезный цех. Элеваторы, куда поступало сырье, тоже считались цехом. На них и по сей день крупными буквами написано: «Слава КПСС!».

Пионерский лагерь и подсобное хозяйство

Детство - самое чудесное время в нашей жизни. Даже если оно приходится на тяжелые военные и послевоенные годы.

С падчерицей Василия Макаровича Тамара Викторовна училась в школе. Сын Саша рос практически на ее глазах.

- Мы жили тогда в одном доме на улице Краснознаменной, 155. Он на 10 лет младше меня был, - вспоминает моя собеседница. - Я помню, как мы ели шрот. В каждом дворе тогда было подсобное хозяйство. Все держали коров, свиней. Специально для них на комбинате выписывали шрот. Перепадало кое-что и нам, детям.

Существовало свое подсобное хозяйство и при комбинате. Очень большое. Целый рабочий поселок. Чего только там не производилось и не выращивалось: мясо, овощи, фрукты, ягоды и даже мед. Молоко - для двух детских садов.

По соседству находился пионерский лагерь «Пищевик» санаторного типа. Дети сотрудников предприятия в нем не только отдыхали, но и помогали труженикам хозяйства с уборкой урожая - собирали смородину, огурцы, помидоры. Сено сгребали.

Очень интересно встречали нас в городе в конце лета. Комбинат большой был, детей много. Всю эту ораву привозили в город, высаживали на углу улиц Краснознаменная и Пушкина. Мы переодевались в пионерскую форму и маршем под звуки духового оркестра шли до самого комбината. А там всех уже ждали родители и забирали по домам.

Трудились и отдыхали вместе

В 1957 году после окончания школы класс Тамары Викторовны в полном составе решил ехать на целину.

- Но родители не поддержали наш порыв, - улыбнулась она. - Тогда многие ребята пошли трудиться на комбинат. В том числе и я. Через два года поступила в ДВГУ. Несколько лет преподавала на кафедре при университете и пединституте. Домой вернулась только в 1975 году. Сначала работала на мыльном заводе. Потом - в техническом кабинете. Когда освободилось место начальника отдела труда и зарплаты, возглавила его по рекомендации Василия Макаровича. «Ну что, давай, принимай», - сказал он мне. На этой должности я была до 2011 года. После стала председателем профкома. Мой стаж на предприятии почти 40 лет.

При МЖК существовал хороший клуб со своим духовым оркестром. Детей там учили хореографии и игре на фортепиано. Для взрослых устраивали танцы. Кроме того, предприятие предоставляло возможность всем желающим заниматься спортом.

В качестве шефской помощи комбинат выделил школе полуторку. Водить ее учились не только парни, но и девушки. Для занятий на уроках труда были закуплены токарные и слесарные станки.

В большом количестве строилось жилье. Молодым специалистам, приезжающим в Уссурийск, выделялось общежитие.

- Василий Макарович был хорошим технологом, - продолжала Тамара Викторовна. - Поэтому лично курировал многие наши производства. У него была привычка добираться до работы пешком. Приходил он очень рано и успевал обойти все заводы. Зайдет, побеседует, пройдет в цеха. Знал про каждого - кто и чем живет. Только после этого шел в свой кабинет.

Быть нужным людям

При В.М. Яременко МЖК являлся одним из крупнейших предприятий города. Имел всесоюзное значение. На нем трудилось до 1800 человек. Больше было лишь на ЛРЗ (свыше 3000). В своей отрасли он был единственным на Дальнем Востоке. Выпускаемая продукция поставлялась не только по региону, но и в Казахстан, и даже за границу. Одного мыла тогда делалось более 50 сортов.

Очень директор переживал за предприятие в целом. Ведь производство было не только огнеопасным, но и взрывоопасным. Как оказалось, его беспокойство было не напрасным. В 76-м году на МЖК вспыхнули склады со шротом.

- Отходы производства мы всегда отправляли для нужд сельского хозяйства, - пояснила Тамара Викторовна. - По разнарядке вышестоящей организации. Однажды на складе скопилась почти двухмесячная норма шрота. От долгого лежания он начал разогреваться. Куда только директор не звонил. К кому только ни обращался, чтобы получить добро на его вывоз, но тщетно. Что-то там в верхах застопорилось. В итоге шрот сгорел вместе со складами. Убыток был причинен немалый.

Вскоре после этого случая Василий Макарович ушел на заслуженный отдых. Но и тогда продолжал наведываться в цеха, стараясь оказать посильную помощь. Он привык быть нужным людям. Без этого его жизнь теряла всякий смысл.

Николай МИХАЙЛОВ.
Фото предоставлено Т.В. Богдановой.

Поделитесь ...