Эту хрупкую женщину знают несколько поколений театралов в Приморье и за его пределами. Она удостоилась звания заслуженной артистки России, но девичий задор не оставляет ее и по сей день.

Ей удивительно гармонично удается воплощать на сцене и комедийные, и трагические персонажи, число которых приближается к трем сотням, пропуская их характеры через себя и проживая с каждым отдельную жизнь. Через неделю она отметит очередной юбилей, за порогом которого готова вновь и вновь оттачивать сценическое мастерство в ожидании еще не сыгранных ролей. Все это об актрисе драматического театра Восточного военного округа Галине Васильевне Федоткиной.


Начало начал

Маленькую Галю сызмальства окружала атмосфера почитания сценического искусства. Мама девочки, сама выпускница театрального училища, бережно хранила брошюры, грампластинки, вырезки из журналов и открытки с известными артистами. Вместе они любили их читать, слушать, перебирать и рассматривать. В пятилетнем возрасте малышке посчастливилось попасть на «Евгения Онегина» в постановке Государственного узбекского театра оперы и балета. Момент, когда голоса солистов унесли зрителей в другой мир и преобразили реальность, детское сознание восприняло как магию. Волшебством было и то, что арии исполнялись на незнакомом для девочки языке, но она все понимала и сопереживала главным героям.

Следующим этапом на жизненном пути будущей заслуженной артистки стала киностудия «Узбекфильм». Там объявили набор в молодежную школу-студию.

- Как и все девочки, я мечтала быть актрисой. Удивительно, но меня взяли. Именно тогда поняла - не нужно себя жалеть. Только ежедневный и упорный труд создает артиста, - вспоминает Галина Федоткина.

Юбилярша и сейчас убеждена - артисту нельзя останавливаться на достигнутом. Процесс оттачивания навыков и работы над собой бесконечен. В актерском мастерстве невозможно достичь потолка. Этому она учит молодежь, и сама не считает зазорным перенимать опыт у молодых.

Профессиональная сцена, первые шаги

Когда в жизни девушки появился уссурийский городской драматический театр, рядом оказались наставники, которым она благодарна и сегодня. Это были ведущие актеры Вера Кондрина и Александр Домашенко, заслуженные артисты Евгения Долгова и Виктор Колобов. Они взяли шефство над юным дарованием, «вели» ее, не давая при этом спуску.

- Вера Николаевна всегда мне напоминала: «Слушай, что тебе говорят. Впитывай все как губка. А потом приди домой, осмысли и все лишнее отожми». А Евгения Григорьевна подбадривала: «Все у тебя получится. В тебе есть порода», - рассказывает Галина Федоткина.
Шли дни и месяцы службы в уссурийском театре. Одни желанные роли, как и у всякой актрисы, «проплывали» мимо. Зато другие возникали нежданно-негаданно, словно плата за любознательность и трудолюбие.

Девушка не гнушалась возможностью ходить на все репетиции спектаклей. Внимательно изучала мизансцены, запоминала тексты и замечания режиссера, тайком примеряла на себя женские роли. Это не осталось незамеченным. Вскоре ее стали выводить на сцену в качестве «скорой помощи», когда та или иная актриса внезапно «выбывала из строя». Бывало, что утром репетиция-прогон, в обед перешивался костюм, вечером премьера, а на следующий день роль закрепляли за Галиной. Так было на спектаклях «Быть необходимой людям» и «Кошка, которая гуляла сама по себе».

Смена жанра

В один из дней Галину Федоткину пригласили во Владивосток. Единственный артист Приморья, удостоенный звания народного артиста СССР, Андрей Присяжнюк создавал при краевой филармонии театр миниатюр. Актерский состав был полностью мужским, и требовалась всего одна девушка, которая сумела бы сыграть любую роль, «от дурочки до королевы».

Почему выбор пал именно на нее, для актрисы до сих пор загадка. Но это была суровая школа мастерства. Сам Андрей Присяжнюк слыл не только непревзойденным мастером сцены, но и трудоголиком. Он гонял свою труппу «наотмашь, на измор, до обморока, с утра и до вечера». Вместе с этим жизнь Галины наполнилась новым смыслом. За сравнительно короткое время ей удалось сыграть в массе миниатюр, скетчей, памфлетов и реприз.

В какой-то момент сердце народного артиста не выдержало нагрузок. В ожидании его выздоровления Галина Федоткина выходила на сцену в качестве эстрадного артиста разговорного жанра в составе ансамбля рыбаков Дальнего Востока «Волна». Дважды побывала в Южно-Курильской экспедиции, участвовала в Охотоморской. Но болезнь руководителя театра миниатюр обострилась, и врачи поставили крест на его профессиональной деятельности. Труппа распалась.

Служение военному театру

После Владивостока судьба привела Галину в драматический театр Дальневосточного военного округа, которому она отдала уже более 35 лет.

- Я вживаюсь во все роли, пропускаю через себя, - делится заслуженная артистка. - Не важно, главная она или «кушать подано». Ведь если не любишь роль, ты ее никогда не сыграешь. Зритель не поймет посыл автора, а по сцене будет ходить говорящий костюм. Каждый спектакль - это экзамен «на зрителя», это сумасшедшая нагрузка. Однажды мне на глаза попалось исследование, где два часа артиста на сцене приравнены к работе землекопа, перелопатившего 9 куб. метров грунта. И это действительно так. Конечно, после спектакля с облегчением выдыхаешь и испытываешь неописуемый восторг. Наверное, ради этого артисты и работают.

Галина Федоткина призналась, что среди значимых ролей ей наиболее любимы и памятны две - старуха Броуди из пьесы «Замок Броуди» и Жанна из одноименного спектакля. Причем сегодня она считает Жанну апогеем творческого пути и даже отождествляет себя с этой героиней.

- Роль Жанны многогранна. Там в монологах все время внутренняя борьба: она ломала себя, ее предавали, она падала и поднималась вновь, но все время жила полной жизнью. Я просто балдею с этой роли, в которой могу раскрепоститься, порой даже похулиганить. Жаль, что годы бегут. Я бы играла ее вновь и вновь, - продолжает актриса.

За свой успех у зрителя в более чем двух сотнях ролей Галина Федоткина благодарна партнерам по сцене. По ее опыту, если хоть один из артистов начинает тянуть одеяло на себя, магия театра сходит на нет - на сцене все словно на ладони. А зритель сразу чувствует фальшь, его не обманешь. Ведь в театре важно, как сработает весь коллектив - от гардеробщика до директора, от костюмера до режиссера.
- Театр для артиста - это не просто работа. Это словно заразная болезнь - рабская любовь к сцене. Это зависимость. Театр с его перипетиями заменяет артисту все, становится смыслом жизни, идолом и верой. И поэтому я всегда желаю всем коллегам востребованности, - подытожила беседу юбилярша.

А напоследок, в преддверии праздника 8 Марта она пожелала всем нашим женщинам безмерной любви во всех ее проявлениях. Любви мужчин, преданности детей. Все остальное приложится, уверена Галина Федоткина.

Дмитрий ПРОКОПЯК.
Фото из архива Г.В. Федоткиной.

Поделитесь ...