С очередной рыбалки муж привез два десятка карасей, довольно крупных, каждый не меньше ладони. А поскольку с 1 января 2020 года законодательством, действующим в сфере рыболовства, вводятся ограничения на суточный вылов, я решила узнать, не грозит ли в будущем ему штраф за такое количество хвостов.


Правда, застать на месте человека, способного прокомментировать нововведения, а таким, безусловно, является старший государственный инспектор Уссурийского поста Рыбнадзора Виталий Мазур, оказалось непросто. Для сотрудников ведомства сейчас горячая пора - на нерест идет сима. Поэтому инспекторы находятся в рейдах по пять дней в неделю, причем не только днем.

И все-таки Виталий Феликсович выкроил время для корреспондента «К».

Не забывать считать хвосты

- Да, правила рыболовства претерпели изменения, - подтвердил старший госинспектор. - И не только в части норм вылова. С ноября 2018 года значительно увеличились размеры ущербов за незаконный вылов разных видов рыб, например, симы с 580 рублей до 5 тыс. 135 руб. за один хвост, то есть в 10 раз.

- Чем это обернется для браконьеров?

- Тем, что, помимо штрафа в сумме от 2 до 5 тыс. рублей (за ловлю рыбы сетями или другими запрещенными орудиями лова ст. 8.37, ч 2 КоАП РФ), им придется возмещать ущерб за вред, нанесенный водно-биологическим ресурсам, который исчисляется уже не в сотнях, а в тысячах рублей. А там рукой подать и до уголовной ответственности (ст. 256 УК РФ), наступающей в случае нанесения материального ущерба свыше 100 тыс. рублей. В таком случае и санкции будут серьезней: лишение свободы на срок до 5 лет.

Кстати, судебная практика в последнее время поменялась. Если раньше нарушитель, попавшийся в шестой раз за один год, мог отделаться минимальным штрафом, то теперь суд выносит решение о назначении максимального штрафа уже на второй раз. А запрещенные орудия лова конфискует.

У нас в отдельной комнате хранятся сети, обычные и складные (в народе их называют хапуги), бредни и тому подобный инвентарь, изъятый нашими сотрудниками у браконьеров.

- Давайте вернемся к нормам. Почему их вообще ввели?

- По старым правилам рыбопромысловые участки разыгрывались на конкурсе между несколькими хозяйствующими субъектами, победитель потом выдавал гражданам рыболовные билеты. Теперь этого нет. Отныне люди могут рыбачить везде, но лишь на разрешенные для любительского и спортивного рыболовства орудия лова - удочки, спиннинги и тому подобное. При этом граждане не должны превышать допустимые суточные нормы вылова рыбы и соблюдать ее минимальные промысловые размеры. То есть попавшуюся на крючок мелочь следует отпускать, а хвосты не забывать считать.

Чего, сколько и какого размера можно выудить, в подробностях изложено в ст. 70 «Правил рыболовства для Дальневосточного рыбохозяйственного бассейна», утвержденных приказом Минсельхоза РФ № 267 от 23 мая 2019 года. Например, наваги (от 19 см) - 60 штук, симы и кеты - по одной, горбуши - 2, сазана (от 40 см) - 5, карасей (от 16 см) - 20, красноперки (от 17 см) - 30, пиленгаса - 10 , корюшки-зубатки - 100. Максимально допустимая масса добычи за 24 часа составляет 5 кг.

В отдельном помещении хранятся сети, хапуги, бредни и тому подобный инвентарь, изъятый у браконьеров.

Объясняю обстановку

- Похоже, с нового года работы у вас и ваших сотрудников прибавится.

- У нас ее всегда хватает, поскольку в зоне нашей ответственности 92 (из 512) километра реки Раздольной, реки высшей категории рыбохозяйственного водопользования, и все ее притоки, куда заходят на нерест лососевые виды рыб.

- У браконьеров, наверное, есть какие-то излюбленные места.

- Как не быть. 80% всех нарушений правил рыболовства приходится на участок от села Раздольного и ниже, до устья, где река впадает в Амурский залив. Дело в том, что именно здесь расположены зимовальные ямы, в них остается пережидать холода дальневосточная красноперка, пиленгас, корюшка. Кроме того, особого внимания требуют реки Борисовка, Кроуновка, Супутинка, Нежинка, Эльдуга, Грязная. Как раз сейчас сюда заходит сима. В этом году из-за паводка она должна хорошо отнереститься.

- Не вижу связи.

- В прошлый четверг с госинспектором Иваном Васильевичем Валяевым я был в очередном рейде на лодке в устье Раздольной. Шел ливень. В тот день, кстати, мы задержали трех нарушителей с сетями, один уже поймал двух сазанов. Так вот, к вечеру в реке стала стремительно прибывать вода. Потоком несло стволы деревьев, корчи, ветки, коряги. Даже если где-то стояли сети, то их смело, открыв беспрепятственный путь симе.

- А где вы держите лодки, не в офисе же на улице Некрасова, 1?

- Наша база находится на мысе Речном, где сосредоточены приданные сотрудникам Уссурийского поста Рыбнадзора плавсредства, автомобили. Именно оттуда мы выдвигаемся в большинство рейдов.

- Кто чаще попадается с сетями, возрастные рыбаки или молодежь?

- Обычно люди от 40 лет и старше. У нынешней молодежи другие увлечения, разве что отец или дед кого-то в детстве к рыбалке приохотил.

- Если сравнивать с предыдущими годами, нарушителей стало меньше или больше?

- С начала 2019 года госинспекторами нашего поста зафиксировано 170 нарушений, изъято 160 сетных орудий лова, 97 кг водно-биологических ресурсов (ВБР). Так что дело не в количестве нарушителей, хоть их в последние годы и стало меньше, а в том, как часто их действия идут вразрез с законом.

Практически всех, кто профессионально занимается незаконным выловом рыбы, мы хорошо знаем, некоторых уже лет по 20. Пока составляем очередные протоколы, поймав таких граждан на горячем, они успевают и на тяжелую жизнь пожаловаться, и семейными новостями поделиться.

- Выходит, ущерб от деятельности браконьеров снижается?

- Да, если брать статистические данные, но ведь и рыбы сейчас гораздо меньше. Ее запасы подорваны хозяйственной деятельностью человека.
Если раньше в сезон, когда в наши реки шла рыба, Уссурийск съедал по 1,5 тонны красноперки в сутки (ею торговали перекупщики чуть ли не на каждом углу), то теперь лишь 100 кг. По моим наблюдениям, нынешние домохозяйки не хотят возиться со свежей рыбой, им проще купить в магазине уже разделанную. Так что у браконьеров сегодня наблюдаются трудности со сбытом.

- При виде госинспекторов Рыбнадзора они пытаются что-то предпринять, чтобы уйти от ответственности?

- Сразу же бросают сети, мол, это не мое, я просто мимо проходил. Избавляются от пойманной рыбы, кто-то бросается наутек. Но и на хитрецов мы находим управу. Ведь обычно нарушители приезжают на рыбалку на машинах, которые оставляют на берегу. А ст. 65.1 Водного кодекса РФ запрещает близко подъезжать к речкам. Водоохранная зона, если нет твердого покрытия, составляет 200 метров. Штраф за такое нарушение - 3 тыс. рублей.

Плохо то, что даже самые суровые меры не могут защитить природу от человека. Берега наших рек во многих местах замусорены, и в этом виноваты не только рыбаки, но и отдыхающие, устраивающие пикники. Нам в наследство досталась такая территория, такое богатство, но большинство приморцев из-за низкой экологической культуры этого не ценят. Если бы мы жили на маленьких островах, как японцы, то такими темпами давно бы утонули в мусоре.

Ольга ДИЗЕНДОРФ.

Отныне рыбачить можно везде, но лишь на разрешенные для любительского и спортивного рыболовства орудия лова - удочки, спиннинги и тому подобное. При этом граждане не должны превышать допустимые суточные нормы вылова рыбы и соблюдать ее минимальные промысловые размеры. То есть попавшуюся на крючок мелочь следует отпускать, а хвосты не забывать считать.

Поделитесь ...