С июня 1950 года, с момента образования Международной федерации фотографического искусства (FIAP), менее 100 наших соотечественников стали обладателями клубных званий этой организации. Диплом художника, мастера или заслуженного деятеля FIAP означает высочайшую степень признания среди фотографов всего мира, а заслужить его можно, лишь доказав свой профессионализм. В конце прошлого года еще девять авторов из России удостоились почетных званий. Среди них наш земляк, заместитель председателя Приморского отделения Союза фотохудожников России, руководитель уссурийского фотоклуба Игорь Егоров.


- Игорь, с чего началось увлечение фотографией?

- Пробовал фотографировать, как и все, в детстве, потом уже в юном возрасте, но все было как-то несерьезно. Однако так сложилось, что среди моей родни по линии мамы было много творческих людей, художников, и мне часто доводилось с ними общаться. Возможно, это стало одной из причин моего увлечения. Уже в зрелом возрасте мне часто доводилось работать со СМИ, я был директором издательства Уссурийского педагогического института. Позже работал с полиграфией в компании FESCO, был директором типографии № 3 в Уссурийске.

И все это время общался с фотографами. Глядя на их работы, я заинтересовался, начал пробовать снимать сам.

Постепенно это превратилось в хобби. Причем я сознательно старался избегать фотографировать за деньги. Где начинается коммерция, там пропадает творчество, превращаясь в ремесло. Нанимаясь за деньги, ты теряешь свободу самовыражения, подстраиваешься под клиента. А это значит, уже сложно показать свой взгляд на мир через объектив, выразить свое отношение к окружающей действительности.

- Помните свою первую фотовыставку?

- Со временем накопился определенный багаж фотографий, я поднабрался навыков и знаний. Кому-то нравились мои работы. Кто-то откровенно не признавал их. С этого момента встал вопрос: как оценить то, что ты делаешь? И пришло осознание, что оценить мой труд и подсказать, где и что делаю не так, могут лишь профессионалы. Появилась потребность общаться с такими людьми, обмениваться опытом.

Однажды на глаза мне попалось объявление, что во Владивостоке есть Приморское отделение Союза фотохудожников России. Возглавлял его тогда заслуженный работник культуры РФ Юрий Луганский, который был крайне талантливым и одаренным человеком, имеющим свой особый взгляд на мир. Он меня принял, посмотрел на снимки, похвалил и предложил принять участие в дальневосточном этапе общероссийского конкурса фотографий, который в это время как раз объявили.

Жюри неожиданно высоко оценило мою серию работ и признало победителем. А по положению конкурса победитель дальневосточного этапа автоматически получал право стать членом Союза фотохудожников России. Вот так, в общем-то, легко и непринужденно дался мне первый шаг к признанию. Плюс ко всему, помогли навыки редактора. На протяжении многих лет приходилось выбирать работы фотографов, и я уже подсознательно мог определять, понравится тот или иной снимок людям или нет.

- Но это в России. Когда появилась потребность утвердиться на международном уровне?

- Само собой, захотелось большего. Я слышал о международной организации фотографов FIAP, которая признана ЮНЕСКО. Стал интересоваться, посылать туда конкурсные работы. С момента, когда я первый раз связался с ними и до моего признания, прошло девять лет.

Причин этому много. Первое - это языковой барьер, который требовалось преодолеть. Второе - конкурсы проходили в разных странах, нужно было соответствовать всем заявленным требованиям. Впрочем, причины столь длительного ожидания перечислять можно долго. Было даже такое, что я уронил в воду всю свою аппаратуру, и на время о фотографии пришлось забыть.

- Что дает фотографу участие в конкурсах?

- Самое главное, это оценка мастерства со стороны профессионалов. Если твоя работа проходит отбор, то ты все делаешь верно. Хотя, признаю честно, многое зависит от жюри. Ведь судейство субъективно, а конкурсные работы рассматривают специалисты, работающие в совершенно разных стилях. Мне удалось побывать на выставке FIAP в Китае, и там было представлено девять или десять совершенно разных направлений современного искусства. Поэтому немаловажно разбираться во всех жанрах, знать нюансы.

- Сейчас много разговоров о том, что искусство фотографии умирает, а каждый владелец сотового телефона может называть себя фотографом. Так ли это?

- Если рассуждать подобным образом, то с появлением компьютерной графики уже давно должна была исчезнуть живопись. Но она не просто живет, но и развивается. Так и фотография. Слишком быстро она не отомрет. Будут добавляться разные жанры, направления. Мастера будут искать свои, особенные подходы. Только и всего.

Наоборот, это здорово, что сегодня все имеют возможность сделать хороший кадр. Ведь если разобраться, то у каждого человека наверняка есть хорошие и даже отличные фотографии. Может, ничуть не хуже, чем у меня. Важно их увидеть, оценить и суметь показать. Одно дело, когда фотография сделана для родных и близких, то и нравится она только им. А если снимок делался для души, то им может восторгаться множество людей.

К слову, когда я начал изучать мировой опыт, пришло понимание, что стилей и направлений в современном фотоискусстве бесконечное множество. И многие из них совершенно отличаются по концепции от привычных нам изображений. Поэтому приходится все время учиться, изучать работы других мастеров, пытаться по-другому смотреть на мир.

- Но мы-то живем далеко от столицы, да и во Владивосток много не наездишься, чтобы пообщаться с именитыми фотографами. Как научиться хотя бы азам фотоискусства?

- Именно для этого мы чуть более года назад организовали Уссурийский фотоклуб. Общаемся, обмениваемся мнениями, опытом, проводим выставки. И это уже приносит свои плоды. Городские фотографы заметно подросли в профессиональном плане, начали участвовать в серьезных конкурсах и даже составляют конкуренцию именитым коллегам.
Например, одна из работ фотографа Тамары Морозовой стала не просто финалистом конкурса журнала National Geographic, но и была взята за основу для его главной афиши. Она же выиграла международный конкурс семейной фотографии. Появились сильные работы и у других уссурийцев. Возможно, что в скором времени их авторы смогут похвастаться своими достижениями.

Мы открыты для всех. Ждем новых фотолюбителей в наш клуб в Центре народного творчества каждый четверг в 18.00 по адресу: улица Пушкина, 88.

Беседовал Дмитрий ПРОКОПЯК.

Поделитесь ...