Старейшему в стране, единственному на Дальнем Востоке Уссурийскому суворовскому военному училищу исполняется 75 лет.

Пример настоящего офицера для воспитанников - начальник училища полковник Анатолий Дмитриевич Рэцой. Накануне юбилея суворовцы взяли у него интервью.


- Анатолий Дмитриевич, в последние годы заметно повышенное внимание Министерства обороны к Суворовским и Нахимовским училищам, как и в целом к Российской армии. Как вы считаете, с чем это связано?

- Я думаю, это связано с ситуацией в обществе. Подростки нередко предоставлены самим себе, у них много соблазнов и при этом нет альтернативы, как, например, в моем детстве в виде пионерской и комсомольской организаций, Домов пионеров, всевозможных бесплатных кружков и секций. Образовательные учреждения, подобные нашему, воспитывают патриотов, будущую элиту российского офицерского корпуса. Но главная наша цель - вырастить порядочных граждан.

У нас существуют порядок, дисциплина, воинские ритуалы. Находясь в этой среде, ребята становятся лучше, совершенствуются, у них формируется особое отношение к тому месту, где они родились, к училищу, где они учатся, к стране, в которой живут. Большинство парней после окончания училища посвящают себя службе в Вооруженных силах. Ну а насчет армии скажу одной фразой: «Не хочешь кормить свою армию, будешь кормить чужую». И примеров этому немало: Афганистан, Ливия, Ирак, Сирия, где гражданам нужны крепкие заборы, двери и засовы, чтобы спать спокойно.

- В 2012 году министр обороны не объявил набор суворовцев в Уссурийске. Вы летали в Москву, чтобы наше училище не закрыли. Как удалось отстоять?

- Это - военная тайна. Училище есть, вы есть, и это главное!

- Вы боевой офицер, всю жизнь служили в войсках со взрослыми людьми. Сложно было перестроиться на детей?

- Я никогда не думал, что буду работать в СВУ, и уж тем более не мечтал быть начальником. Я готовил себя к выполнению других задач. Не скрою, когда оказался здесь, чувствовал себя космонавтом на неизведанной планете.

Скажу честно, было нелегко, но и в войсках тоже не просто. А вот получится или нет, зависит от отношения к делу. Например, у дворника вроде простые задачи. Но у одного двор чистый и образцовый, а у другого нет. Для меня любое вверенное дело важное. Главное знать, к чему стремиться. Мне помогали жизненный опыт, навыки, полученные в школе, дома, в военном училище, в войсках. Учился у людей, которые на тот момент работали в училище. И учусь до сих пор.

- Что вам сразу захотелось изменить с приходом в УссСВУ?

- Покрасить забор! А если серьезно, то многое: отношение взрослых к детям, друг к другу, улучшить быт суворовцев, привести в порядок территорию, начиная с КПП. Наверное, вы слышали, как раньше отмечали 100 дней до выпуска. Старшекурсники врывались в столовую, тушили свет, бросали масло в потолок. Не традиция, а хулиганство. Мы направили ритуал в нормальное русло. Сегодня это мероприятие, любимое всеми суворовцами. Выпускники украшают столовую, готовят столик со сладостями, которые раздают младшим курсам. Все вместе фотографируются и поздравляют друг друга.

- Внедряете ли вы какие-то идеи из других училищ?

- В Санкт-Петербургском СВУ увидел стенд с фотографиями выпускников разных лет. Взяли на вооружение для своего музея - сохранили снимки, начиная с первого выпуска 1947 года. Еще возле нашей арки установлены стенды с фамилиями всех выпускников-отличников и медалистов - тоже придумали в СПбСВУ. А однажды, оказавшись в родном Тверском СВУ, увидел стоящие вместе нынешнее знамя училища и то, которое было во времена моей учебы. У меня аж мурашки по коже побежали. Теперь и у нас так же.

Собственными интересными и полезными идеями мы тоже делимся с коллегами. Например, разработали рекомендации по военной составляющей для других училищ, порядок оформления и методику подготовки парашютистов. Или стали сами шить форму для линейных и знаменщиков, взяв за основу форму роты почетного караула Президентского полка - другие училища последовали примеру.

- Суворовские училища уже несколько раз меняли сроки обучения воспитанников. Как вы считаете, какой самый оптимальный?

- Большое значение имеет возраст мальчишек. Раньше мы принимали девятиклассников - достаточно сформировавшихся молодых людей со своими стереотипами, которые трудно, а порой и просто невозможно сломать. Некоторых мальчишек за три года обучения просто не удавалось раскрыть. А вот семь лет - достаточный временной отрезок, чтобы выполнить задачи по формированию ответственной личности, нацеленной на дальнейшую службу в Вооруженных силах.


- Как вы относитесь к мнению, что у суворовцев потерянное детство?

- Учась во втором классе, я увидел солдата в голубом берете на железнодорожной станции под Одессой. Тогда и понял, что буду только военным. Шел к своей мечте всю жизнь, а Суворовское училище стало промежуточным этапом для достижения цели. Жизнь в СВУ тогда мало чем отличалась от солдатской - мы ходили в наряды по столовой, со штык-ножом заступали на суточное дежурство. Но я никогда не считал свое детство потерянным. И никогда бы не отдал единственного сына в Суворовское училище, если бы так думал.

- Вы один из первых ввели парашютную подготовку и прыжки. Не боялись брать на себя такую ответственность?

- В 50-е годы эта традиция в нашем училище существовала, но позже была утеряна. Думаю, каждый мальчишка хочет совершить какой-нибудь поступок. Помню, в классе пятом сбежал из дома и отправился во Вьетнам. Как туда доберусь, я не очень понимал, но в том, что меня возьмут на войну, даже не сомневался. Милиция задержала меня в районном центре. От отца тогда сильно влетело. Нынешним мальчишкам тоже хочется выделиться среди сверстников. Кто-то делает это с помощью модной одежды, а наши парни совершают свой маленький подвиг - прыжок с парашютом, который еще нужно заслужить.

Очень ответственный шаг, поэтому готовим ребят серьезно. И я с ними тоже прыгаю. Когда наступает день икс, ничего не могу с собой поделать. Недаром говорят, что в воздушно-десантной подготовке нужно бояться не прыжка, а того, что тебе это понравится.

- Вы не часто отчисляете суворовцев. Назовите причины, по которым приходится принимать такое решение?

- Для меня каждое отчисление - личное поражение и боль. Но я не прощаю ложь, предательство, подлость. Не переношу, когда старшие обижают младших. Еще не терплю воровства, хотя помню за собой несколько таких случаев из детства. В 6 классе в школьной библиотеке украл книгу И. Фесуненко «Пеле, Гарринча, футбол». Многие годы было очень стыдно за этот поступок. Уже будучи курсантом военного училища пришел в ту библиотеку, признался, извинился и отдал взамен шесть томов А. Дюма.

- Расскажете о достижениях училища?

- Конечно, это множество побед в спортивных соревнованиях, конференциях, кинофестивалях и различных конкурсах. Но главное достижение - наши выпускники, которых около 13 тысяч. Среди них семь Героев России и Советского Союза.

- Есть ли у вас любимая рота?

- Моя любимая рота - выпускная. В ней бываю каждый день. Помню многих ребят, иногда даже слезу пробивает - фотографии висят в кабинете напротив рабочего стола. Но моя «золотая рота» - вторая, 2014-го года. С ней мы впервые совершили прыжки с парашютом и впервые прошли с оружием под знаменем на параде.


- При вашем руководстве появились памятники погибшим суворовцам и А.В. Суворову, аллея славы, началось строительство храма. Планируются ли еще какие-либо нововведения?

- Открою парочку секретов - построим в училище воздушно-десантный комплекс, а в ближайшее время установим вертолет Ми-24. А вообще идей много, но пусть они станут для вас сюрпризом.

Глеб СМЕЛЫЙ,
юнкор УссСВУ (11 класс).

Поделитесь ...