Указом президента 2019 год пройдет под знаком театра. Звучит многообещающе. Театральные традиции - это то, чем действительно может гордиться Россия. А это значит, что жрецы и служители Мельпомены готовят новые яркие события для уссурийцев и гостей города.

В короткой беседе о ближайших планах драматического театра Восточного военного округа рассказал его главный режиссер Алексей Похресный.


- Какой спектакль на вашей сцене станет первым после театральных каникул?

- По театральной традиции 82-й сезон откроем последней премьерой 81-го - спектаклем «Особые люди». Произойдет это 7 октября. Постановка вызвала достаточно большой интерес, но летом ее немногие успели посмотреть. Надеемся, что в ближайшее время мы сможем показать ее не только в Уссурийске, но и в других городах Приморья.

- В конце прошлого сезона вы говорили, что возьметесь за военную тематику. Что это будет?

- Сразу же после отпуска мы активно взялись за репетиции спектакля по книге Светланы Алексиевич «У войны не женское лицо». Почему именно эта постановка? Мы привыкли воспринимать войну, как исконно мужское занятие. Но Великая Отечественная катком прошлась по всем, не разбирая людей по полу и возрасту. Женское восприятие событий тех лет охватывает огромный пласт человеческих чувств, который обычно ускользает от мужского внимания.

В свое время автор собрала истории реальных женщин, прошедших через ад войны. Они вряд ли оставят кого-то равнодушным. Тем более что в спектакле мы задействуем театральную элиту - народного артиста РФ Владимира Тютюнника и всех наших заслуженных артистов.
Когда Светлана Алексиевич в 80-х годах прошлого века готовила книгу к публикации, цензура вычеркнула часть воспоминаний, автора обвиняли в пацифизме и излишнем натурализме. К счастью, тогда уже начиналась перестройка, и оставшиеся главы вышли в свет. Чуть позже пропуски были восстановлены. Но все же одной из ключевых ролей в спектакле станет именно цензор.

- Но на этом история военных спектаклей не закончится?

- Через месяц после первой премьеры сезона я планирую еще одну, под названием «Жар-птица». Это советский мюзикл, посвященный подвигу блокадного Ленинграда, как бы необычно это не звучало. Но обо всем по порядку.

На самом деле поэма с одноименным названием была написана в 1961 году поэтом Геннадием Алексеевым, а позже положена на музыку и дополнена новыми фрагментами композитором Александром Колкером. Спектакль поставили в Ленинграде. Лет пять он шел на сцене, а потом про него забыли.

Однажды мне попала в руки пластинка, которую из-за названия я принял за детскую музыкальную сказку. Но когда зазвучала музыка, когда я услышал неизвестную мне оду блокадному Ленинграду, понял: надо бить тревогу. Мне стало странно, что такое сильное произведение предали забвению. Это настоящий гимн городу-герою и неотъемлемая часть нашей истории. С большим трудом удалось связаться с композитором и убедить его, что театр ВВО способен возродить этот мюзикл.

К сожалению, за давностью лет обнаружить оригинальные оркестровые партитуры так и не удалось. Но Александр Колкер специально для нас нашел архивные материалы с нотами и отпечатал в типографии клавир «Жар-птицы» тиражом в один экземпляр и с пометкой «специально для театра ВВО». Такой кредит доверия и авторского внимания мы обязаны оправдать.

- Кто еще из режиссеров будет работать над спектаклями в этом сезоне?

- Буквально сразу после «Жар-птицы» мы скорее всего перейдем к постановке еще одного спектакля. Он задумывается как камерный, но еще предстоит выбрать одну из двух рассматриваемых пьес. Поэтому пока много об этом не говорю. В качестве режиссера выступит директор нашего театра Николай Константинович Столбоушкин.

Кроме того, мы рассчитываем, что удастся привлечь режиссеров со стороны. Надеемся, что они будут сотрудничать с нами, ведем переговоры. Уже практически достигнута договоренность о постановке детской сказки. Но это тоже остается в далекой перспективе на конец сезона.

- Кстати, какими будут новогодние детские утренники? Что в этот раз замышляете?

- В этот раз они будут основаны на пьесе современных популярных авторов Егора Шашина и Натальи Кузьминых. Назовем их «Следствие ведет Снеговик». Это увлекательное путешествие детей по разным сказкам в поисках утраченного Дедом Морозом предмета.

Позже из этих утренников может родиться полноценный спектакль.

- Планируется ли в этом сезоне «Ночь в театре»?

- Как проект, «Ночь в театре» себя изжила, мы будем с ней прощаться. Скорее всего, на закрытии 82-го сезона она пройдет в последний раз.

Я считаю, что творческие события должны вовремя сворачиваться, чтобы в памяти людей они оставались яркими и незабываемыми. За пять лет наша «Ночь в театре» достигла пика. Зрители ее полюбили, а мы вложили массу сил, энергии и слишком высоко подняли планку. Взять, например, прошлый год, когда в течение нескольких часов сумели сыграть сразу три премьеры.

Но бесконечно делать лучше и лучше один и тот же проект невозможно. Надо искать свежий формат. Каким он будет, я еще не знаю. Даже не представляю пока. Есть кое-какие замыслы, но не станем торопиться. Время еще есть.

В этом же году мы переносим «Ночь в театре» на лето. Это позволит нам задействовать не только театральные площадки, но и уличные театральные формы, ночное тепло. Под занавес проекта я хочу собрать все лучшие идеи и реализовать их. Впрочем, не буду раскрывать все секреты. Скажу лишь, что в этом сезоне пройдут еще несколько знаковых для нашего театра событий.

- С этого места поподробнее.

- Во-первых, зрителей ждет бенефис Сергея Денежкина «Первый акт длиною в 50 лет». Думаю, что это событие не пройдет незамеченным в городе и крае, ведь мы намерены собрать всех друзей юбиляра, вспомнить его лучшие и любимые роли, а также истории из жизни.


C. Денежкин.

Во-вторых, на протяжении сезона мы периодически будем объявлять о том, что прощаемся с тем или иным спектаклем. Мы хотим обновить репертуар, а для этого надо избавиться от чего-то. Да, мне лично бесконечно жаль многие постановки. Некоторые из них зрители еще до конца «не распробовали». Но театр должен двигаться вперед, а спектакли - своевременно уходить со сцены.

В-третьих, к нашему профессиональному празднику, Всемирному дню театра, мы будем готовить необычную премьеру - пьесу Шекспира «Буря» в жанре фэнтези про магов, волшебство и театр. Она считается самой выдающейся из его трагикомедий, а со второй половины XIX века ее стали считать своего рода художественным завещанием драматурга. В ней на роль волшебника Просперо всегда берут мощного, разнопланового и многогранного артиста. Такой в театре ВВО, к счастью, есть.

- Намерены ли вы обратиться к русской классике?

- Не будем забегать так далеко вперед, но все же следующий год объявлен Годом театра. Я уже давно хотел поставить «Чайку» Чехова. Эта пьеса о театре в чистом виде. Очень хочу взять ее в работу.

Драматург вынашивал замысел «трагичнейшей комедии в русской комедиографии» долгие годы. Он уже давно хотел освободиться от штампов и пойти против «условий сцены», поэтому в его «Чайке», которая называлась комедией, смешного было не больше, чем в жизни.

Не сомневаюсь, что нашему театру удастся сделать постановку в соответствии с замыслом классика. Работоспособность лично у меня сейчас безграничная, как никогда, много энергии, планов и новых идей.

Дмитрий ПРОКОПЯК.

Поделитесь ...